Главная  / Статьи и книгиСтатьи по гештальттерапии
Версия для печати

"Слово и тело - взгляд гештальттерапевта"


Елена Петрова

 

Санкт-Петербург

Слово и Тело

 

(эссе по мотивам тематического семинара)

 

Санкт-Петербург 2002

 

«Дано мне тело. Что мне делать с ним…»

                                                                                 (О.Мандельштам)

 

Введение.

 

   Это небольшое эссе было написано по мотивам семинара, проведенного в  2002 году для психологов, интересующихся гештальт подходом. Семинар был ориентирован на практику и эксперименты, не имеющие клинической направленности. В центре внимания была тема  великого единства, соединяющего  речь, образ и телесность.

     Несколько слов для того, чтобы привлечь внимание к банальной теме. Каждому известно, и было бы плохим тоном говорить иначе, что без осознания телесности человек не может помыслить себя целостным. Конечно, это банальность даже на уровне здравого смысла. Трудно представить себе человека без тела в буквальном смысле слова. Фантастическая история про «голову профессора Доуэля»,  придуманная 70 лет назад, сейчас не кажется вдохновляющей даже самым ярым приверженцам фантастики. Средневековые идеи о том, что «тело есть сосуд греха, временное прибежище души» не очень популярны в век потребления. Пафосная идея о том,  что разум должен подчинить себе слабое тело ради высоких целей тоже как-то редко находит популярность. И, наверное, нет такого направления в психотерапии, которое бы рискнуло заявить, что вопросы отношения человека к собственному телу  не привлекательны для психотерапевта.

Вопрос: что нового можно сказать в этой области. И что из старого стоит того, чтобы взглянуть на тему «свежими глазами». Например,  давно стоит сделать ревизию слишком легкомысленного и доверчивого отношения к телесному, которое популяризуется в массовой психологической культуре, предлагая специфический взгляд на  соотношение душевного и телесного по типу «тело лучше знает». Например, автор считает, что получившее популярность  утверждение типа «доверяй своему телу» или «тело лучше знает» так же безумны, как и категорическое отрицание телесности. Более того, такой тезис об «умном теле» не только оскорбителен для мысли, но и опасен для жизни субъекта. Что будет, например, если человек будет заставлять свое тело думать во всех тех случаях, когда лучше было бы применить рассудок. Очевидно, для человека азартного такая замена  способа размышлять и принимать решения  есть верный путь к психосоматическим проблемам.

Тема эссе это  предложение читателю полезной и практичной информации о телесном и психическом. На основе  грамотного обращения к  проекции телесного в слово,  в психику. Обращение к языку для того, чтобы вернуть телесности право на полноценное существование. И разуму вернуть разумные методы контакта с телесным.

 

Тело как источник информации.

Итак, традиционно тело рассматривается как носитель информации, разум как тот, кто принимает информацию. Представляется, что тело успевает понять и затем сообщить столько многое.  Вопрос в том, какой объем разум может принять и как он поступит с принятой информацией. И все, что не названо словом, не подлежит осознаванию.

Разделение на тело и разум,  диалог между телом и разумом – это игра, условность.

Но условность привычная для европейского ума. Европейская традиция говорит о том, что ТЕЛО – временное вместилище ДУШИ. Поэтому за телом стоит ухаживать или,  в особых ситуациях, надо его держать в строгости. Чтобы оно своими проявлениями не отвлекало душу от высокого. И создавало условия для развития души.

Чаще всего старались, чтобы тело не отвлекало душу от душевной работы.  Монахи истязали тело для того, чтобы пережить страдание. Например, по обету носили вериги. И через это неприятное телесное переживание напоминали себе о том, чтобы  возвращаться к душевному.

Правда, народная традиция не чужда и позитивного отношения к телу. Начиная с нормативов красоты. И заканчивая темой одежды и хороших манер.

 

Тело и душа.

Даже инквизиторы вполне серьезно относились к проблематике отношений между телом и душой. Неприятно об этом думать, но сама идея телесных пыток была придумана христианской инквизицией не для того, чтобы наказать, или чтобы запугать.  Одна из духовных целей была сформулирована вполне “гуманно”:  чтобы очистить душу и испугать, изгнать дьявола, который испугается телесного страдания и убежит из тела.

Даже казнь на костре была сочинена, чтобы надежнее, замучив болью тело, освободить душу от костей дьвола. Чтобы ей не пришлось мучиться в аду.

Дуализм мучения души или мучения тела может быть понят и вполне атеистически.

“Это не тело твое болит, это душа болит!” – эти слова, сказанные в подходящей момент долго страдающей от недугов женщине, вызвали обвал чувств и открыли путь к исцелению.

 

Принцип ИЛИ-ИЛИ.

Или болит душа, но тело вполне работоспособно. Или болит тело но душа спокойна, ничего не чувствует и ни о чем не беспокоится. Этот простейший подход, при всей наивности, не так уж прост для выполнения. Хотя кажды2й читатель знает, что такое ретрофлексия.

Поэтому для субъекта, если имеет место конфликт с миром, есть всего 3 пути:

Либо решать его на границе между собой и внешним миром при помощи чувств (но это так сложно);

Либо заболеть телом – тогда душа успокаивается;

Либо заболеть душой, но тогда тело успокаивается, а душа страдает.

Итак: либо психосоматика, либо психотический путь, либо здоровая коммуникация. Последнее означает, что субъект нормально функционирует на границе контакта, осознает свои потребности, находится в контакте с чувствами (ИД), осознает свое место в мире (ПЕРСОНА), и ориентируясь “по месту”,  манипулирует объектами внешнего мира (ЭГО), совершая акт творческого приспособления. Заметим, что это почти скучно.

 

Телесность в диалоге. Тема “я-другой”.

Мое переживание себя. Мое переживание своего тела как отдельности. Переживание своего тела как того объекта,  который видят другие (Знаковая система, кодированные сообщения для другого, проблемы декодировки). Наблюдение тела другого как копии своего тела. Наблюдение и понимание тела другого как того объекта, который может вступать в контакт с моим телом.

Ж. Лакан: “а что вы имеете в виду, когда говорите – другой? Другой - это кто: вам подобный, ваш ближний, идеал вашего я или просто пустая лоханка”  (семинар 2)

Пусть читатель помыслит эксперименты, в которых субъект может получить опыт по всем этим темам….

 

Телесность, “другой”  и принцип “здесь и сейчас”

По Ж.Лакану, “наивный контакт с миром: единство мира проживается мной как нечто уже свершенное или уже тут наличествующее”. Поэтому переживание по поводу другого, другого, в том числе его телесности,  его физического присутствия,  всегда ориентировано на будущее.   Себя самое я переживаю “здесь и сейчас”. Возможно, если я держу за руку другого,  это тоже “здесь и сейчас”. Но все мои мысли о другом,  мои контакты с другим, это всегда  опыт прошлого или фантазии будущего. По большому счету, даже когда он меня держит за руку, я только моделирую ( мыслю) о том, что же такое он есть и что с ним происходит. Единственная реальность контакта в физическом плане “здесь и сейчас” – то, что моя кожа касается его кожи. Прошлые контакты запечатлены внутри моей телесной границы. Тот, кто(или что) прикасается ко мне в данный момент или то тело, которое рядом со мной, это  повод к ожиданиям, прогнозам про будущее.

 

Тело в аспекте “свой-чужой”

Редуцированные высказывание о контакте вполне отражает суть проблемы. Экзистенциально я живу благодаря другому и для другого. В эксперименте видно, что “Он меня оживляет, или я его оживляю”. “Я” выхожу к другому из своей телесности (самости). Другой может удостоверить, обогатить эту самоопределенность, дать категории, свойства, приписать мораль.

 

Тело в аспекте пространственной коммуникации

Но тело, кроме того, что болит или не болит, может еще функционировать или не функционировать, двигаться или бездействовать, вступать в контакт с коммуникативными целями с другими одушевленными телами ( или неодушевленными объектами) или избегать контакта.

Ситуация осложняется тем, что субъективно несложно приписать отдельным частям тела знаковые функции. И соответственно усложнять, дублировать пространственные связи в коммуникационном поле. И в этом поле происходит встреча клиента и терапевта.

 

 

Практикум

 

Сквозная тема практикума: телесность , ее проявление в контакте человека с самим собой и с другим. Актуально отдельно рассматривать, что значит на соматическом и психическом плане для человека его собственная телесность. То же – в аспекте телесности другого. И как эта телесность оформляется в контакте двух людей ( или в группе), как оформляется диалог телесности. В начале – простейшие упражнения и эксперименты. Некоторые из них приведены ниже.

 

Разминка. Встаньте в две шеренги, идя навстречу друг другу, знакомьтесь разными частями тела ( локоть-локоть, нос-нос…) меняйтесь партнерами. Во время упражнения обращать внимание на три позиции. Чувство собственного тела, собственных  границ. Границы и поведение другого. Как организован контакт между вами.

В обсуждении поддержать тему : “Я”, “Другой”, “Контакт между нами”. Познание телесности”Я” через телесность ДРУГОГО. Познание другого через собственную телесность субъекта.

 

Эксперимент “рыбки и актинии” (разминка). Половина группы стоит на месте. Руками может ловить других участников. Но с места сходить нельзя. Это “актинии”. Вторая свободно двигается .это “рыбки”. Поменяться местами.

В обсуждении обратить внимание на стратегии.

 

Эксперимент для изучения телесности другого.  “Зеркало”

Копировать другого (только пантомимику, действуя синхронно)

Копировать другого и вынудить другого сделать заранее задуманное движение

Копировать мимику, затем продолжать копировать мимику и присоединить , говоря “от 1 лица”, сообщение о чувствах другого (того, кого слушаю)

Три минуты наблюдать Другого, сохраняя собственную неподвижность. Затем воспроизвести последовательно все движения Другого, в то время как он смотрит. В обсуждении поделиться чувствами.

 

Эксперимент “невербальный контакт”. В парах. Первый участник 5 минут рассказывает о своей проблемной теме. Второй слушает и пантомимой отображает параллельно тексту невысказываемые чувства первого. В конце рассказа добавляет пантомимой выражение собственных чувств, которые испытывает в результате слушания рассказа.

Эксперимент для развития свободы выражения и движения. “Африка” побудьте разными существами в Африке. Двигайтесь. Найдите  без слов тех, кто вам близок по тому или иному принципу. В малых группах обменяйтесь впечатлениями. Кто вы. Определите потребности, которые ашли выражение или даже удовлетворение в этой игре.

 

 Эксперимент “прикосновение”. В парах. Первый участник рассказывает о проблеме. Второй прикасается к его телу рукой, к зоне, в которой, как ему кажется, есть невыраженное чувство (не путать с местом, где есть мышечный зажим). Клиент, возможно, сможет выразить невыраженое до того чувство. Не стоит прикасаться к зоне лица. Найдите на теле зоны, которые эквивалентны мимике.

 

Эксперимент “мышечные зажимы”. В паре. Клиент движется свободно по помещению. Терапевт наблюдает другого человека, в то время, как тот движется. Заметить мышечные зажимы. Прикоснуться к зоне, в которой выявляется мышечный зажим(блокировка движения). Клиент уточняет по собственному ощущению топографию зажима. В эксперименте усиливает напряжение, ищет движение, которое заблокировано в этом зажиме. Ищет символическую тему, которая воплощена в этом “мышечном зажиме”

 

 

Эксперимент “амплификация”. В паре. Найти напряжение. Усилить его. Усиливать до того, чтобы стало невыносимым. Усиливать позой. Разрешить телу сделать движение, которое подсказывается напряжением. Сделать его очень активно. Определить символический смысл движения. Пофантазировать, какую жизненную тему, какую актуальную (но неудовлетворенную) потребность отражает, воплощает это движение.

 

Замечания по выполнению задания: разделять мышечный блок и напряжение, связанное с выражением чувств. Чувство, или то напряжение, которое связано с началом движения – это начала движения субъекта вк удовлетворению потребности. Мышечный блок, наоборот, это соматический(телесный) эквивалент прерывания контакта(сопротивления), того, что препятствует удовлетворению потребности или, как минимум, отвлекает от нее. Поэтому обозначение мышечного блока может быть рассмотрено как повод “расслабиться, отвлечься” . или как повод к тому, чтобы активизироваться, найти сопротивление, найти проблему и потребность! Субъект выбирает, какой путь – вперед или назад – ему выбрать.

 

Эксперимент “получение от другого”. Задача эксперимента - исследование собственного тела. Позитивный аспект телесности.  В группе 2 человека. Выслушайте вашего партнера. Затем сделайте для него ( молча) то, что доставит ему радость. Получите обратную связь.

 

Эксперимент “любимая часть тела”.Исследование собственного тела в аспекте душевной жизни. Выберете “любимую” часть тела. Вступите к контакт с ней. В группе из 3 человек:  похвалитесь от ее имени, (погордитесь собой), похвалите ее сами, сделайте(придумайте) для нее подарок(награду). Выберете одного из партнеров, для его тела ( с его такой же частью), если он согласится, сделайте для нее подарок.

Эксперимент с действиями другого. В группе 3 человека. Продумайте, какое воздействие ( прикосновение) со стороны другого вы хотели бы получить. Обучите, не пользуясь словами, второго партнера этим действиям, пользуясь в качестве “модели” телом третьего участника. После этого путь второй партнер сделает с вами точно то, чему вы его обучили. Вы просто наблюдаете за своими реакциями. Если вам хочется что-то изменить, через 2 минуты вы даете обратную связь номеру второму, подсказывая ему, как изменить характер контакта.

В обсуждении отметить ваши переживания в разных позициях.  Как вы придумывали движения. Как выбирали подходящее. Как для вас было встретиться с движениями, которые вы придумали. Как было – сначала почувствовать на своем теле движение, потом увидеть его со стороны. Как вы переживали ситуацию “обучения”. Если ваши творческие идеи и ваши профессиональные амбиции были больше того, что вам предлагалось. Какие стратегии вы использовали при обучении партнера нужным вам движениям. ( вариант – сначала сделали придуманное движение на теле номера 2, затем руками номера два сделали движение на теле номера 3, затем номер два выполнил движение на теле “заказчика”) обратить внимание на тему – сила, движения, топография движения, тип контакта, характер прикосновений.

 

 

Эксперимент с проекциями. (“Внешность и проекции”) Выберете черту внешности ( не одежда, не позы или жесты), которая в незнакомых людях вызывает у вас раздражение. Придумайте и запишите три качества характера, которыми могли бы обладать такие люди. Придумайте три позитивных аргумента, которые можно  привести в пользу обладания такой внешностью. Придумайте три негативных аргумента.  В круге двигайтесь и вступайте в контакт с максимальным количеством людей, говорите от первого лица : “ у меня такой –то характер и внешность, иметь ЭТО хорошо, потому что… иметь ЭТО плохо, потому что…”

В обсуждении подумайте, какие отвергаемые фантазии или социально неприемлемы для вас формы поведения прямо или косвенно отразились в этих проекциях.

 

Проекция как тема:

Дополнительные темы для работы с проекциями, которые не были использованы в эксперименте: одежда, жесты, позы, внешность другого участника группы, зависть к телу другого. Возможно предложение нескольких экспериментов на эти темы.

Замечания к проведению экспериментов по поводу симптома.

Стоит различать эксперименты, направленные на актуализацию и поиск психического содержания феноменов возбуждения энергии (телесного возбуждения) и экспериментирование с симптомами. Различие состоит в  том, возбуждение ИД, выражающееся в телесном напряжении, свидетельствует о наличии свободной энергии и актуальных потребностей, а симптом – о хроническом подавлении. Поэтому работа с симптомом требует обращения к ресурсам. Ошибкой является предположение, что субъект просто “заблуждается” по поводу себя самого и мог бы легко отказаться от разрушения себя, перейти к более простой и активной деятельности в окружающей среде.

Природа ретрофлексии в том, что субъект вынужден отказаться от удовлетворения своей потребности, от активности во внешней среде, направленной на удовлетворение потребности, и начинает разрушать свое тело, манипулировать со своим телом, вместо окружающей среды. Симптом – результат взаимодействия спонтанной активности тела, направленной на выживание и собственной неосознаваемой активности субъекта, направленной против этого самого тела. Работа с симптомом  это возвращение субъекту свободы активности во внешней среде, возвращение чувствительности к собственным потребностям. И возвращение риска встретиться с чувствами, которые были непереносимы. Или с задачами, которые казались невыполнимыми.

Для успешного экспериментирования нужны дополнительные ресурсы. Это может быть – воспоминание о пережитом позитивном опыте, или общая эмоциональная позитивная направленность, возбуждение чувств. Неспецифический ресурс – присутствие и поддержка второго человека. Или поддержка группы.

Отдельная группа ресурсов – это творчество. Обращение к эстетическому чувству, к чувству “хорошей формы” дает субъективный прилив энергии. МЫ называем это “эстетический ресурс. По сути, это значит, что субъект может опереться нее только на личный опыт, не только на опыт и поддержку другого человека, не только на опыт традиции ( мифологические ресурсы) . но еще на опыт накопленный культурной традицией, опыт художественного чутья. Не обязательно для этого быть профессиональным художником или поэтом. Но каждый творческий акт, совершенный на напряжении сил и чувства. Каждый созданный в муках художественный объект – это в то же время еще и новый шаг в творческое приспособлении, отказ от страдания , навязанного прошлым опытом. Хорошая форма притягивает и аккумулирует энергию и дает свободу. Кроме того, использование  хорошей формы создает субъективное чувства прибавления энергии ( на основе известных психофизиологических законов).

 

Ретрофлексия как тема.

Ретрофлексия – обращение на себя реакции, которая могла бы быть направлена на окружающую среду.Проблема в экспериментировании с психосоматическом симптомом заключается в том, что субъект испытывает страх (опасения, тревогу), размышляя о подавляемых переживаниях.

Ретрофлексия – развитие активности, которая первоначально могла бы быть направлена на окружающую среду, “внутрь” своего организма. Возвращение осознавания этой активности может привести к переживанию стыда, страха, беспомощности или других субъективно непереносимых для человека чувств. Стратегия помощи при ретрофлексии – выявление направленной “вовнутрь” активности, выявление потребности, которая была фрустрирована, осознавание потребности, поиск резервов и поиск способа творческого приспособления для удовлетворения потребности.

Эксперимент: подумайте о том, какие чувства вы испытываете по поводу экспериментирования с собственным симптомом. Осознайте, чем опасно для вас обращение к психологическому смыслу симптома, как изменится ваша жизнь, если вы будете учитывать потребности и желания, которые сейчас связаны симптомом (выявить страх перед раскрытием ретрофлексии). Подумайте, что могло бы вас вдохновить для экспериментирования с симптомом. (Ярость или любопытство преобразовывают страх. Доверие к ситуации создает условия для эксперимента). Вспомните образ из предыдущего эксперимента. Уточните этот образ, дайте ему материальную форму. Конкретные формы. Подумайте о потребности , которая для вас связана с этим образом. Найдите противоположный образ, то, что удерживает вас от таких действий, которые подсказаны проекцией. Подумайте о потребностях. Найдите , если можете, творческое решение, в котором потребности из этой пары могли бы не противореча друг другу, быть удовлетворены.

 

“Песня про симптом”.

 Группа 4 человека. Это эксперимент с телом другого. Продолжение темы контакта с другим и получения ресурсов для улучшения и совершенствования формы в контакте с другими. Задача эксперимента – использование эстетических ресурсов

 ( идея эксперимента основана на том предположении, что чувство “хорошей формы” и эстетическое чутье являются неспецифическим ресурсом. Этот ресурс помогает человеку преодолевать тревогу и фокусировать собственную энергию. Помогает более свободно и активно существовать в жизни. Поэтому использование эстетических средств при проработке симптома  открывает возможность для нового взгляда на собственную жизнь и собственные потребности, открывает возможность для творческого приспособления.)

Подумайте о симптоме, которые для вас актуален в данный момент. Опишите его метафорически (например, “Моя головная боль сжимает мою голову”) Придумайте метафору, которая конкретно передавала бы ситуацию (Что именно сжимает, тиски, обруч, как этот обруч выглядит, где происходит действие) Добейтесь максимально художественного оформления метафоры.  Сыграйте , используя телесные возможности своей малой группы,  эту метафору. Во время игры стоит уточнитиь и конкретизировать метафору. Не стоит играть “тело, которое болеет” дайте больше свободы той фигуре, которая символически воплощает в себе тему боли. Сделайте эту скульптуру художественно выразительной. Для выставки художников-модернистов. Дайте ей название.

Затем сочинимте ритмизованный текст ( стихотворение) от имени того персонажа, который символизирует боль. Пусть этот текст выразит его мечту, его действия, его желания и образ жизни. Прочитайте выразительно это стихотворение. Продумайте, какие ваши собственные мечты и потребности выражает это художественно произведение. Возможно, это будет борьба мотивов, борьба , конфликт потребностей. Это потребности, зашифрованные в метафорической форме, но в то же время весьма прозрачно понятные.

 

 

Эксперимент “образ-эмоция-проекции”.

Человеку свойственно маскировать свои чувства в форму “картинок”. Или использовать проекции. Часто это просто культурные ограничения. Но, возможно, это результат того, что человек не решается осознать собственные чувства. Что для человека является ценностью подавление, сдерживание чувств. Ограничения в выражении чувств. Не стоит путать благородную сдержанность осознанных чувств и ситуацию, когда в теле человека много волнения, много проявлений чувств на соматическом плане, но он сам их не осознает или пытается силой подавить свои соматические проявления. В то же время очевидно, что в тот момент, когда человек, который переживает сильное чувство, придумывает образ, символически отображающий это чувство, его волнение, возбуждение снижается. И субъективное напряжение становится более переносимым. Но как вернуть ему потом его способность быть чувствительным к себе самому. Не уходить в проекции. И заботиться о собственных потребностях, которые были поводом к развитию чувств. Бывают ситуации, когда полезно успокоиться. Но только волнение чувств мотивирует человека к действию.

Выбрать случайно предмет, который окажется в поле зрения. Разглядывать его. Выбрать и назвать не менее пяти прилагательных (оценок), которые в данный момент подходят к нему. Сообщить об эмоциях, которые вы к нему (по его поводу) испытываете, как вы к нему относитесь. Сказать об этих чувствах прямо обращаясь к воображаемому предмету(образу, строя фразы от первого лица. Ответить от имени предмета(образа), сообщить о своих чувствах, от первого лица. В обсуждении отметить, какие из высказанных чувства имеют отношение (иллюстрируют) ваши собственные переживания в этой группе, которые, возможно, не нашли себе место (для которых вы не нашли формы выражения).

Во время выполнения эксперимента обратить внимание на то, как меняется ваше ощущение собственного тела во время смены форм выражения. Как осуществляется переход от образного восприятия (выражения через проекцию) к непосредственному выражению чувств. Помогающий следит, чтобы экспериментирующий включался в действием всем телом. Поддерживая тему того, чтобы эмоция выражалась сем телом, от стоп ног и спины до плечей и шеи.

 

.

 

Эксперимент “Телесные образа природы”

Актуальная задача эксперимента – исследование внутренних, внутрителесных распределений напряжения и энергии. Чувствительность к внутренним импульсам энергии и процесс образования целостных телесных образов (гештальтов). Стоит различать целостный образ движения ( метафоры животных, движущихся автономных объектов в пространстве) и целостные образы телесного переживания ( внутренние ощущения при экспериментировании с проекциями растений и более элементарных природных объектов). Различать движения, которые порождены внутренним перераспределением энергии в организме. По сути, это “позы” или спонтанные движения, когда человек отдыхает и дает свободу своему телу. Различать от движений и поз, порожденных коммуникативными задачами или движений, связанных с перемещением в пространстве, направленном на удовлетворение актуальных потребностей субъекта.

(инструкция для работы  в паре):

подумайте о приятном прекрасном природном месте, в котором вы сейчас могли бы оказаться. Наблюдайте его. Затем пофантазируйте и перейдите в другой пространство вашей фантазии, которое было бы “идеальным” вариантом этого ландшафта. Пусть этот мир в фантазии будет таким, как в сказке,  “куда не ступала нога человека”.И пусть в этом мире в данный момент не будет животных. Только вы.

Выберете один из объектов, который привлечет ваше внимание. Спросите его, готов ли он к контакту с вами. Если согласен- спросите себя, готовы ли вы к контакту с ним. В случае удачи, когда обе стороны согласны, мысленно протяните руку и почувствуйте поверхность этого объекта. Это может быть камень, или дерево, или водный поток, или ветер… А затем разрешите себе перейти , переселиться в этот объект. Почувствуйте, что это ваше тело, ваша поверхность сейчас контактирует с окружающим миром. Осознавайте свои границы. То место, где заканчивается ваша поверхность и начинается что-то другое, начинается окружающая среда. Осознавайте внутреннее распределение энергии вашего “новом теле”. Разрешите своему телу двигаться, подчиняясь внутреннему смыслу этой энергии. Осознайте свое движение.

После этого поблагодарите ( словом) предмет, попросите его передать вам воспоминание об этом опыте. В завершение почувствуйте, что ваша рука прикасается к наружной поверхности этого предмета, что вы видите его со стороны. Вспомните свой опыт. Осознайте свое человеческое тело. И вернитесь в комнату.

 

Эксперимент в группах по три человека. “Терапия с использованием искусства”. Три человека – клиент, терапевт, наблюдатель. Клиент рассказывает проблему, терапевт проводит сессию. Наблюдатель не менее 4 раз сообщает о том, какие чувства и какие потребности, по его мнению, есть в момент обращения терапевта у клиента.

Рекомендуется спросить в начале сессии:”какие чувства испытывает клиент, рассказывая о проблеме” и в конце сессии определить, какая актуальная потребность есть в данный момент у клиента. Не стоит добиваться решения проблемы.

В ходе сессии можно использовать прием “эмоциональная амплификация”. Клиент может рассказывать о проблеме четырьмя разными способами. Как трагедию, как мелодраму, как мифологическую историю, как комедию. В ходе обсуждения использовать актуализацию телесной экспрессии.

 

Комментарии по поводу обсуждения экспериментов

 

В обсуждении стоит обратить внимание на непосредственный опыт переживания. Переключение внимания с модальности рассказа и содержательного сообщения на модальность телесного и обратно дает реальный опыт целостности

 

Заключение.

Несколько несложных идей, которые помогают полноценно экспериментировать с телом.

Эти идеи не новые для практикующего гештальттерапию, но напомнить не вредно.

Не забывать, что движение развивается во всем теле! То есть от ступней ног до челюстей. Блокировка, остановка отдельной части тела, которая становится неподвижной на фоне общей динамики, это скорее свидетельство сопротивления, опасения, чем уникальность жеста.

Если у человека есть чувство – это значит, что есть неудовлетворенная, актуальная потребность. Если есть чувство в адрес конкретного человека (любовь, ненависть, страх, зависть) – можно предположить, что удовлетворение некоторой (возможно, неосознаваемой) потребности прямо или косвенно зависит от активности этого человека.

Не стоит “разряжать” или смягчать чувство, если не выявлена потребность, которая скрывается за этим чувством. Не стоит помогать человеку избегать боли, если эта боль имеет источником – чувство. Это будет действительно “медвежья услуга”.

Доверяйте способности клиента быть. Терапевт не тот, кто удовлетворяет потребность. Он способствует осознаванию и поддерживает поиска способа творческого приспособления. Способа удовлетворения потребности. В том числе не стоит верить, что только тело “знает” истину. Иногда телу приходится страдать, так как владелец не признает необходимости просто подумать на некоторые полезные для него темы.

В то же время, если вы сомневаетесь, доверяйте телу. Тело  “знает” лучше, чем ум, так как оно слишком “медленно соображает”, чтобы быстро придумывать обманные ходы.. Оно вас (ваш ум) не обманет, просто потому, что не сумеет этого сделать.

 

Несколько приложений.

 

Приложение 1. замечания по работе с психосоматикой  для гештальттерапевтов»

 

При  работе с темой телесности и симптомами в рамках психотерапии с точки зрения гештальт терапевта стоит учитывать следующие факты:

(а) изменение физического состояние ( в виде недомогания или тревоги, или симптома) может быть  проявлением депрессии, подавленной агрессии, подавленных, невыраженных чувств, или хронического дефицита  в удовлетворении потребностей. Кратко - - изменения “внутри” организма есть результат направления на себя самого человеком энергии, которая  могла бы быть направлена на действие в окружающей среде, “вовне”. При изменении на уровне психической жизни , например, при восстановлении конткта с чувствами,  телесные симптомы  перестают быть актуальными.

(б) Изменения физического состояния (ослабленность при инфекционном заболевании, интоксикации, хронические заболевания каких-либо внутренних органов) сами по себе влияют на психику,  пробуждая определенные типы переживаний. ( есть данные о связи  конкретных заболеваний и соответствующих им изменений в психической жизни, например, специфическом эмоциональном фоне)

(в) психосоматические заболевания ( язва желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная  астма, нейродермиты, гипертоническая болезнь, ревматоидный артрит и др….   ) представляют собой случаи, когда психический “компонент” играет большую роль в формировании симптома. Если удается  “разрешить проблему” на эмоциональном плане, то излечение симптома на чисто физиологическом плане идет быстрее. Если к этому времени у больного еще нет тяжелых органических изменений, а имеют место только функциональные нарушения, можно рассчитывать, что для излечения достаточно психотерапии. В других случаях желательно сочетание с лечением лекарствами, при этом достигается ремиссия.

Эта двойственность требует от психотерапевта навыков диагностики (дифференциации) соматической природы  нарушения.  Желательно иметь постоянные контакты с врачом, который бы мог проконсультировать пациента (клиента) по поводу соматической природы заболевания В том числе это касается психических заболеваний  ( например, депрессий).

В зависимости от природы заболевания строится разная стратегия психотерапии. Если  терапевт имеет дело с психосоматическим заболеванием, он может сделать предположение о ретофлексии, о внутреннем конфликте, который не может быть разрешен человеком по какой-то причине.  Поиск путей освобождения от этого внутреннего напряжения, осознания и разрешения конфликта – в то же самое время  путь отказа от симптома в пользу осознавания. Чаще это работа с проблемами “выделения”, механизм прерывания контакта – ретрофлексия.

Если речь идет о прерываниях контакта, причина которых - дефициты на соматическом плане -  терапевт может сосредоточиться на восстановлении функций Эго, на восстановлении целостности организма, осознании человеком себя самого и своего места в мире. Это чаще работа с тревогой, работа с проблемами “получения”, и  наиболее часто встречающийся механизм прерывания контакта – конфлюэнция.

Эксперименты:

Наиболее известные вербальные и невербальные эксперименты для того, чтобы проработать ретрофлексию: попросить клиента “поговорить от имени симптома”, сыграть роль симптома, "поговорить с  симптомом, разместив его ан пустом стуле", “позитивно переименовать симптом” и так далее.

 

Приложение 2. Варианты гештальт-диагностики в отношении телесности.

 

(а) Ретрофлексия. Проявляется как направленная на себя  активность. Что-то препятствует “правильному” направлению это активности во внешнюю среду. Терапевтические стратегии: выявить тип активности, выявить фрустрированные потребности, обозначить те моменты, которые препятствуют реализации этой активности ( это могут быть интроекты, или опасение  по отношению к среде – что она может слишком агрессивно ответить, или  опасения перед своей собственной разрушительной тотальной агрессией и так далее). После того, как будет проработано поле, раскрыть ретрофлексию. Эксперименты: “поговори от имени симптома” и тд. Те чувства, которые осознаются в работе с проекцией, могут дать сведения о фрустрированной потребности.

(б) Незавершенное действие. Телесные проявления – напряжения в теле, символически подсказываюшие субъекту действие. Ретрофлексия – как вариант “остановленной активности”.  Терапевтическая стратегия: возвращение к незавершенной ситуации и доигрывание ее.

(в) Симптом как “знак” или “как сигнал”. Например - напряжение в руке появилось после определенного слова. Стратегия терапии: осознавание самого послания. Эксперимент: “попроси симптом сказать что-то тебе самому” или “о чем говорит сейчас эта рука”. Проявление и осознавание отвергнутых чувств, эмоций. Продолжение прерванной ситуации.

(г) Симптом как “сообщение о неблагополучии”. Это сигнал, но не ретрофлексированное действие. Это действительно послание. Не  стоит путать это с выделением. Чаще всего это сообщение о дефиците. Например : После пережитого психотравмирующего события К. в течение нескольких дней натужно кашляет. Ей кажется, что она что-то не может отделить от себя… И старается сделать это еще более старательно. После исследования ситуации выясняется, что в дефиците потребность “получения чего-то детского, теплого, как материнское молоко”. Фантазия на эту тему снимает принуждение к кашлю. То есть симптом был буквальным сообщением миру “мне плохо, дайте мне то, что мне нужно, у меня уже начинается аннигиляционная агрессия от “голода””. В сочетанием с запретом (ограничением) на получение.

(д) Соматизация тревоги на разных фазах цикла контакта. Тревогу стоит понимать как остановленное возбуждение. Симптом образуется как “временная проекция возбуждения”. Терапевтическая стратегия: вернуться к переживанию тревоги и выразить ее движением  ( телесно или в символической фантазии)

(е) частный случай тревоги, но зато очень интенсивный и заметный. Тревога при выходе из слияния ( “тревога при разрыве слияния”). Переживание собственно тревоги может достигнуть субпсихотического уровня. Часто оформляется как переживание обиды. Стратегия терапии: Осознание тревоги, создание условий для выдерживания это тревоги и переходя к следующей фазе цикла контакта – к проекции.