Главная  / Статьи и книгиСтатьи по гештальттерапии
Версия для печати

ЭКСПЕРИМЕНТЫ в гештальттерапии


ЭКСПЕРИМЕНТЫ в гештальттерапии

 

    Гештальт-терапия базируется на концепции осознания, т.е. "осознание, само по себе, целебно" (Perls).     Главная ответственность психотерапевта - усиливать познание клиента здесь и сейчас,  на многих уровнях (физическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом и духовном). Это происходит в процессе эксперимента или работы в диалоге.

Важно, чтобы эксперимент был проведен клиентом добровольно и  с любопытством к происходящему. Осознанность и свобода в получении нового  опыта  есть важнейшие принципы и условия для осуществления эксперимента. Если терапевтическая сессия  проходит в режиме диалога, важно, чтобы клиенту были понятны границы эксперимента, в индивидуальной сессии или в группе. Это значит, что эксперимент должен иметь ясную границу начала и ясную границу завершения.  Необходимо  дать время клиенту на «постконтакт», то есть для интеграции опыта, полученного в эксперименте.

    Эффективность или успешность любого предложенного  эксперимента можно измерить, отвечая на следующие вопросы:

    1. Был ли у клиента опыт  осознания,  результатом  которого стали новизна опыта или поведенческие/эмоциональные/отношенческие   изменения,  в момент работы или позднее?

    2. Был  ли  у клиента непосредственный и осознанный опыт своего тупика и сопутствующий ему выбор - вступать в конфронтацию или нет?

    3. Была ли у клиента ответственность и понимание задачи эксперимента?

 

Что нужно для успешности эксперимента?

    1. Спонтанное развитие, идущее от взаимодействия клиент-терапевт, либо от  группового взаимодействия, и/или от внутреннего интрапсихического процесса клиента. Лучше использовать  то, что  клиент или группа принесли на терапевтическую сессию, чем то, что может принести терапевт. Исключением из этого правила составляют «специальные» моменты: вступление, завершение занятия  или процесс, продолжающийся с предыдущей встречи.

    2. Использование  собственного  языка клиента или групповой темы/мотива; (просто здесь не значит, что слабо). Эксперимент должен быть простым по форме и по языку. Использование метафор/языка клиента есть путь  наименьшего сопротивления к пониманию и изменению.

    3. Уважение желаний/потребностей клиента. (Сотрудничество с  клиентом) Всегда полезно спросить клиента, хочет ли он рискнуть. Для клиентов также  очень  важно  знать,  что они могут в любой момент остановить эксперимент или отказаться  от  дальнейших  попыток. Терапевту важно утвердить решение клиента участвовать или отказаться от участия (отказ тоже может стать важным фрагментом встречи клиента и терапевта)

 

    1. Незавершенные ситуации. В Гештальт-теории главный фокус направлен на достижение завершенности жизненных  событий,  будет ли это выражение чувств, завершение задач развития или различного рода регулирование ситуаций. Когда это слишком страшно, неприменимо или невозможно в реальной жизни, эксперименты создаются в терапевтической ситуации, где это становится возможным.  Главные лица представлены в настоящем подушками и действие воспроизводится так,  чтобы клиент мог  получить  опыт  "зависания  в   ситуации"   в   форме, способствующей её завершению.   Задача терапевта - поддерживать и усиливать конруэнтное выражение чувств и  конгруэнтное  поведение  и фрустрировать попытки саботажа конгруэнтного поведения.

   

    2. Работа с горем.     Горе - универсальный опыт всех людей; порой в течение нашей жизни мы все теряет что-то,  будет ли это смерть кого-то, любимого нами, развод, потеря работы и т.д. Горе - сложный процесс,

оно вбирает в себя такие эмоции,  как любовь,  злость, фрустрацию, страх, растерянность и одиночество.  Горе катарсисно и терапевтично, т.к.  в  процессе  работы  с горем  боль уходит и человек отыскивает ресурсы для восстановления. 

    Наличие этих невыраженных чувств, будут ли это позитивные или негативные чувства ,   препятствуют   истинному  существованию  человека "здесь и сейчас".  Поэтому процесс проживания очень важен. Один

из способов достижения этого - когда человек в фантазии/диалоге выражает свои чувства к тому, кто ушёл.

    Первый шаг в работе с горем - озаботить клиента его "подвешенным состоянием" - обычно оно хорошо видно в том,  что клиент говорит, в  телесных движениях или в различных идентификациях с ушедшим человеком.  Второй шаг состоит в использовании  техники "пустого стула",  на который приглашается  умерший.  Иногда путь, помогающий человеку  соприкоснуться  с  собственными  чувствами,  заключается в использование портрета  или памятной вещи,  помещаемых на подушку напротив. Попросите клиента выразить то, что он испытывает, когда   представляет   умершего.   Эти  чувства  затем  непосредственно говорятся умершему.  Человека необходимо поощрять выразить чувства и сделать сообщение о незавершенных действиях по отношению к умершему. Можно задать клиенту и следующие вопросы:  "Что ты хочешь взять с собой от этого человека и  что  ты хочешь похоронить?",  "Какую часть отношений ты хочешь унести с собой и что хочешь оставить?",  "Чего ты хочешь от этого человека?", "Какие у тебя любимые воспоминания об этом человеке?" Во  время  этого  диалога  терапевт   поощряет   телесные/физические движения,  например,  прикосновение к подушке (умершему), жест в его сторону и т.п.  Когда кажется,  что человек закончил, терапевт спрашивает,  чувствует ли он себя готовым сказать до-свидания. Это является ответственностью клиента.  Если человек готов сказать "до-свидания", поощрите его отнести подушку в соседнюю комнату и произнести (вербализовать)"до-свидания"  или какое-либо другое подобное выражение.   Этот подход работы с горем может быть применён к любой  потере, будет ли это потеря человека, отношений, питомца, работы, предмета и др.

   

    3. Диалог с пустым стулом.   Это наиболее известный инструмент Гештальттерапевтов. Эксперимент "пустой стул" - это встреча "лицом к лицу" на подушках или стульях двух конфликтующих частей себя (полярностей) или клиента и другого человека (других людей).

    Задача терапевта  -  поддерживать  аутентичное столкновение (встречу) частей "Я" или "Я" и других и  препятствовать  преждевременному согласию или соглашательству. После того, как позиции определились, встреча состоялась, а чувства выражены как вербально,  так и физически, энергия начнёт перераспределяться  и  наступит  истинная  интеграция или истинное разрешение. Терапевт либо усиливает этот процесс,  либо констатирует, что  встреча и признание противоречия   достигнуто  и  что для решения необходима дальнейшая работа.

   

    4. Фантазия.     Упражнение "Фантазия" широко используется для  исследования неведомого или  для  опробования  нового поведения в безопасном окружении. Путешествия по телу,  по местам, где никогда не был, разговоры с людьми, которых никогда не встречал - типичный пример экспериментов "фантазия". Фантазии также используются, когда человеку необходимо опробовать новое поведение в будущих ситуациях или лишь получить опыт возможности такого поведения.

 

    5. Работа со сном.     Перлз в работа со  сном  предполагает рассматривать элементы сновидения как части "Я" человека. Эти части – те элементы личности, которые находятся в конфликте.    Пусть человек расскажет сон от первого лица настоящего времени, представляя его "здесь и сейчас". Выберите отрывок сна, с которого вы начнёте или предложить это сделать клиенту.  Клиент должен выбрать подушки для каждого элемента сна.  Затем  клиент становится каким-то  лицом  или вещью и драма начинается.  Пока клиент последовательно становится каждым игроком  /каждым  элементом сна,  пусть  он опишет свою роль в этом сне.  Определите основных игроков (или подушки) и заставьте клиента  действовать в этом сне. Главные игроки/подушки сталкиваются и разговаривают друг с другом под руководством терапевта до тех  пор,  пока  их роли не станут понятными клиенту и пока не будет достигнуто некоторое решение или интеграция.      На протяжении  всей  работы используются следующие техники: клиент поощряется повторять важные  фразы;  физически  выражать чувства, возникающие  в сне;  и осуществляется углубление в моментах, определяемых терапевтом.

 

    6. Возвращение «отторгнутых» частей себя.     Некоторые эксперименты  направлены  на  возвращение чувств, характеристик или способностей,  которые в ранних  интроекциях, полученных от взрослых, были отмечены как "плохие". Когда ребенок выражал себя подобным образом,  любовь и  принятие  были  в опасности. Эксперимент может выглядеть следующим образом:  клиент встречается лицом к лицу со своей не дающей  поддержки/принятия семьёй, самим собой или другими лицами и заявляет об этой части себя, вне зависимости от реакции. Другие эксперименты подобного типа  включают  предъявление подобных чувств,  характеристик или способностей людям в группе и работу с их отторжением и принятием.  Результатом - достижением возможности предъявления всех частей себя - становится чувство целостности.

 

    7. Межличностное столкновение.     Эксперименты встреч  "лицом к лицу" включают взаимодействие между терапевтом и клиентом, и взаимодействие между двумя членами группы. Эти эксперименты широко используются для того, чтобы попробовать новое поведение,  получить честную  обратную  связь или для проверки реальности происходящего в группе.

 

    8. Работа с телом.     Работа с телом в рамках гештальта является,  по сути  дела, глобальной философией  Гештальт-терапии.  В  этом подходе целое всегда больше суммы его частей. И это также верно и в отношении людей. Рассматривая  разум  и тело как целостное и не способное существовать одно без другого, мы обладаем более могущественным подходом к жизни,  чем,  когда лечим "разум" вне зависимости от "тела".

    Базовая теория  работы  с  телом придерживается идеи о том, что энергия течёт по телу  в  вертикальном  направлении.  Когда этой энергии  не  позволяется течь свободно,  мы чувствуем себя незаземленными, несвязанными,  ощущаем потерю энергии и мы оказываемся не очень эффективными в нашей повседневной жизни. Одни из наиболее частых причин блокирования энергии -  это  стрессы, эмоциональные травмы и незаконченные дела. Мы обычно не в курсе наших собственных энергетических блоков и иногда даже специально делаем так, чтобы не переживать всех чувств в сложной ситуации.

    В основе  использования  работы с телом в терапии лежат две цели. Одна - это  реинтеграция  (иногда  полное  воссоединение) частей тела (здесь разум рассматривается как часть тела).  Другая - высвобождение эмоций,  заключённых в человеческом теле, о существовании которых человек часто сознательно и не подозревает. Реализовать эти цели можно, помогая человеку дышать, а также посредством различных упражнений и экспериментов, помогающих человеку познать своё тело,  свои  чувства  и  эмоции,  скрытые

внутри него.

   

 


Вернуться к списку