Главная  / Статьи и книгиСтатьи по гештальттерапии
Версия для печати

Тезисы о терапевтическом диалоге


Предлагаем вашему вниманию некоторые тезисы к теме "Самораскрытие и расширение личностных перспектив в терапевтическом диалоге", которая будет обсуждаться во время гештальт-интесива в Торжке 31.07-03.08.2014. Это маленькие заготовки к путешествию в пространство диалога.

 

Как же хочется научиться действовать свободно и творчески, используя свои чувства и свою житейскую компетентность для того, чтобы присутствовать рядом с клиентом, поддерживая диалог!

Мы знаем про «цикл отклика». Иначе говоря, про то, что консультант переживает свой цикл, когда имеет дело с обращением клиента.

Какую часть своего душевного опыта разместить в контакте с клиентом? Чем откликнуться?

Когда стоит сказать о своем телесном опыте, когда сказать о пережитых ранее чувствах, когда сказать клиенту: «Я тебя не понимаю?»

 

Тренировка диалога начинается с того, что мы выделяем области внимания в диалоге.

 

Прежде всего, это план сюжета и план отношений.

Сюжет – это то, какая тема сейчас обсуждается, о ЧЕМ рассказывает собеседник.

Отношения – это то, какие в данный момент человеческие отношения имеют место. План отношений, в свою очередь, мы заметим и между терапевтом и клиентом. И между клиентом и другими действующими лицами, которые участвуют в его сюжете.

 

План действия и план оценки.

Когда человек говорит о своих ситуациях и обстоятельствах, мы заметим, что он сосредоточен либо на том, как организованы поступки его самого и других людей, либо на оценке себя самого, других, оценке себя другими и т.д. Есть мнение, что, если человек сильно сосредоточен на своих действиях, ему не хватает оценки со стороны других людей. И наоборот, если сильно сосредоточен на оценке («кто я?»), возможно ему не хватает смелости в действиях.

 

Как организовать диалог, если клиент говорит только о своих действиях и ждет оценки других? Или предъявляет только о свою оценку ситуации и описывает только действия другого? Чем отозваться терапевту – поступком или оценкой?

 

Вспомним о четырехчастной био-психо-личностно-социальной модели.

Каждый из уровней достоин внимания. Но с какого начать? С какого уровня ответить клиенту? Предлагать переходить с уровня на уровень?

 

Тренировка навыков ведения диалога предполагает свободное маневрирование по восьми уровням. Терапевт может сделать сообщение как отзыв, ориентируясь на:

- как это во мне отзывается по плану содержания (общему смыслу)? Что клиент сообщает про людей и про ситуации?

- как послание клиента отзывается во мне по структуре высказывания?

- как сообщение отзывается во мне по типу послания (прямое послание, есть что-то за кадром, намек…)?

- как послание отзываться по форме обращения в диалоге (вопрос, утверждение, размышление вслух, приказ, агитация и прочее). Спросил меня человек, и я ему отвечаю, или он просто размышлял при мне?

- как высказывания клиента отзываются в плане понимания контекста ситуации (кто, где, когда, что, кому, каким способом, для какой цели)?

- по реконструкции отношений (кто мы друг другу в этой беседе)?

- по той роли в ситуации, которую играю я (диалог между мной и клиентом) и клиент (в сюжете, о котором он рассказывает)?

- по тому, какие содержательные ассоциации (прямые или косвенные) возникают в поле?

Наконец, мы должны обратить внимание (и сообщить или не сообщать об этом клиенту) на эмоциональный фон, который развивается во время разговора.

 

Если клиент говорит что-то терапевту, и терапевт хочет просто зарегистрировать феноменологию события, он отвечает: «Ты мне это сказал».

Важно помнить, что даже в этой короткой фразе акцент может быть поставлен четырьмя разными способами:

«ты МНЕ это сказал»;

«ТЫ мне это сказал»;

«ты мне ЭТО сказал»;

«ты мне это СКАЗАЛ».

По сути, это четыре разных высказывания, и они совершенно по-разному будут отзываться в душе слушателя.

 

В диалоге всегда есть «Я» и «ТЫ». Как сделать так, чтобы энергия диалога стала волшебным инструментом и полем для создания новизны?

Возможно, для этого окажутся полезны техники, применяемые юристами:

- языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);

- логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);

- гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).

 

Обо всем этом стоит помнить, когда мы выстраиваем диалог с клиентом.


Вернуться к списку