Главная  / Статьи и книгиСтатьи по гештальттерапии
Версия для печати

Постмодернизм как феномен Гештальта?


 Текст записан со слов и по согласию автора Еленой Петровой, поэтому авторов текста, видимо, все-таки два)

       Когда семинар закончился, раздались возмущенные голоса: " а где же здесь наконец-то можно было бы увидеть психотерапию?!" В ответ поднялся другая часть хора: "Это все и есть психотерапия, это Гештальт. Если не ЭТО, то что?!" Далее события развивались по законам классической композиции - теза и антитеза... Но это уже было за пределами постмодернизма (точнее, за пределами семинара "Гештальт и постмодернизм". ). Впрочем, как считает СВ, постмодернизм закончил свои дни 11 сентября 2001 года, поэтому можно теперь и к психотерапии его приспособить.
Призывы Автора: "Освободим Гештальт от догмы!!!",  " Пришло время деканонизировать представления и ценности Гештальта!"
 
Автор-1: "Я вам предлагаю думать. То есть делать то, что вы вряд ли будете делать каждый день. Я не буду призывать вас использовать интуицию. Или постигать целостность. И тем более осознавать что-либо.  Поэтому  то. что я буду говорить, надо понимать. То есть шевелить мозгами, которые есть. При этом мы не будем обращаться к телу  и его целостности. Будем говорить только об одной части этого самого тела. А именно - о голове. Которой вам придется пользоваться...»
  Ведущий потребовал выйти из помещения тех  присутствующих, которые не смогли подтвердить знания неопубликованных работ Фуко, Кьеркегора, Ницше и Барта.
Текст требует исполнения. Выполняя текст, автор выполняет фируры постмодернизма. Пародируя сам себя.
Итак, Ихаб Хасан  выделяет из среды постмодернистских явления несколько принципов. Для удобства запоминания их 12. Но можно считать, что их меньше или больше. Те, кто интересуются, могут посмотреть статью указанного автора  (Hasan IPluralism in Post-modern PerspectiveCritical Inquiry 3-1986). Ниже прилагается  перечень принципов постмодернизма.  В том порядке, как они бюыли предъявлены и осмыслены на семинаре. Каждый читающий может обсудить каждый из этих пунктов. Сам с собой или с Авторами.
1. неопределенность ( вы так и не узнаете, что такое постмодернизм. И вам не выйти из этой неопределенносй ситуации. Только ироническое отношение - смотри позицию 7 подсказывает выход. Обратно в постмодернизм .)
2. фрагментарность ( на экране компьютера ты видишь часть текста. Как на обрывке газеты. Текст завершен всегда. Части можно переставитьт местами. От переставноки мест слагаемых сумма меняется. Как и Гештальт-подход, постмодернизм  дитя 20 века. В 19 веке не было компьютера и пишущей машинки. И не было теории "завершенных гештальтов". Поэтому человек и фрагмент редко встречались в феноменологических полях. А если встречались, то не признавались в знакомстве)
3. деканонизация ( Долой Перлза!!  Зачет на эту темы принимаетяс только после просмотра фильма "Догма")
4. отсутствие "Я-позиции" ( отсутствие авторской формы я, я смотрю , но ни во что не включен)
5. непредставительность ( непрезентабельность)
6.Невоспроизводимость и невозможность изображения. ( Вспомните ситуацию, когда много мыслей и чувств,но нет слов. нет возможности произведения текста. Студент на экзамене всегда похож на собаку с умными глазами. Как узнать, что у нее в голове. Главное всегда за кадром или за-текстом)
7. Ирония. Сопоставление несопоставимого, для того, чтобы избежать боли.
(Публика: " Мы осознаем, что устали. Нам необходим отдых"
Ведущий: " Именно поэтому я предлагаю вам встать. (радостное возбуждение) И прослушать продолжение перечня признаков". )
8.Гибридизация ( Смешение стилей, "Кич"). Читателю предлагается самостоятельно посмотреть в ботанических словарях, чем замечательны гибриды.
9. Карнавализация  (шапка шута дает право на действие. Трикстер удачно придуман филологами 20 века. Маски всегда узнаваемы, чтобы выполнить функцию неузнавания  истины. Игра в карнавал не должна перерастать карнавал игры. Ты знаешь, что за той маской, когда встречаешь ее. И никогда не увидишь того, что за маской)
10. В тексте есть форма, которая, как вирус, побуждает  к исполнению данного текста именно в той же самой форме. ( простейший пример - рифма в стихе или бессмысленные фонетические формы. Подробнее смотри пункт 12.)
11. Конструктивизм.  Место и время будут путаться местами. Постмодернизм не ищет структуру, поэтому не может ее деконструировать. Швы между пространством и временем должны быть видны. ты можешь строить ситуацию в любом времени и в любом пространстве. Пространство данного текста - случайность.
12. Этот пункт читатель может придумать самостоятельно. По образцу. предыдущих.
 
Авторы предлагают не забывать, что Карнавал - это очень серьезно. Сами понимаете.  Пародирование маски пародирования. Исполнение масок своей жизни. Какие серьезные вещи мы можем сказать из-под маски. Без него мы их никогда не дадим им форму. Так как форма уничтожает  знание.
Автор до сих пор не может придумать задания, которое могло бы достойно иллюстрировать всю серьезность  идеи карнавала.
Зато авторы предлагают каждому желающему написать постмодернистский вариант собственной биографии и сдать его в Отдел Кадров.
Про иронию дело оказалось значительно более серьезным. Автор может предложить вполне конкретное здание. Есть положительные отзывы. Некоторым вполне помогло найти новый способ жизни.  "В группах по 3 человека надо вспомнить и рассказать печальную ситуацию. всерьез. переживая те чувства, которые сопутствуют ситуации. Затем ту же ситуацию рассказать с иронией.
Тот, кто слушал, мог реагировать как хотел. Смеяться или плакать. Наблюдатель - его роль (Маска) - социум -видит все не сопереживая.  В обсуждении испуганные участники сделали странные выводы. Например, неожиданно полезна реабилитация иронии как возможность коммуникации. Ничего нет правдивее. Легенда о  том, что ирония - это всегда дифлексия, устарела. Иронически можно говорить о чувстве. И совсем не переживать его.
Передача содержания уничтожает смысл. Поэтому иронию и игра - единственный путь к смыслу. Это возможность к выходу в мир.
Парадокс о каноне.  Участник 1.  "многие годы я лечился от того,  чтобы не быть ироничным. терапевт считал это ретрофлексией. А теперь "
участник 2  "только говоря иронично, я переживаю истинную глубину чувств"
наблюдатели - отмечали радостную атмосферу шутки. оказывается, социум совсем легко обмануть.
 Финал. Лысый участник спросил - искренне и душевно: "  А все-таки - что такое постмодернизм?! " Ведущий семинара, в соответствии с идеями постмодернизма, предложил повторить чтение 12 признаков. ... Молчание публики было ответом.  Не выдержав внимательных намекающих взглядов аудитории, Лысый сам догадался, как надо ответить. И не менее душевно сообщил: " Вот то, что все это непонятное, о чем шла речь, и называется постмодернизмом. В том числе то, что я этого конечно же не понимаю. Теперь я спокоен"
На этом мы и завершим.
 
2001 год октябрь, Санкт-Петербург – Рига


Вернуться к списку