Главная  / Статьи и книгиСтатьи по гештальттерапии
Версия для печати

Виталий Антипин, "Как тут жить. Один из способов"


 Театрализация  восприятия,

как способ общения с пространством. Это способ превращения простанства, которое нейтрально – бестолково нейтрально, безучастно. А если не участвует, то вроде как и мешает, потому что зачем оно есть, если и без него тебя тут полно. Отсюда эти комфорты- дискомфорты: одно пространство, такое, темненькое, утробненькое- ты в него погружен, и у тебя никакой своей активности нет. Ты в нем пребываешь, как часть материала, у тебя нет своей воли, есть только ощущение комфорта, сытости, тепла. И отсутствие необходимости напрягать чтобы то ни было – мышцы, мысли, воображение. В другом -  освещенном, осознаваемом, отдельном от тебя пространстве, ты, вроде бы, должен отвечать за то, что ты видишь. С тем, что ты видишь, надо как-то поступать, иначе оно лишнее, или ты лишний. (Кстати сказать, может быть с этим связано желание переехать, уехать отсюда, поскольку ты, как элемент вот этого всего – не нужен. И оно, соответственно, тебе не нужно, потому что у вас с ним полная взаимность). Если же надо,- наверное, все-таки надо – над собой какое-то насилие совершать, если есть обязанность божъего творения к осознанию мира, то, стало быть, и к пространству надо как-то относиться. Состыковать противоречие между воображаемым идеальным пространством и тем пространством, что есть во всей своей неизменности, преодолеть желание покинуть его из-за невозможности изменить. Значит, изменяем взгляд на мир, оставив сам мир в покое.
Рамка.
«Весь мир театр…», а люди в нем, в том числе, зрители, взирающие на актеров и великолепные декорации, отраженные в зеркале сцены, в рамке портала. Собственно, эта рамка и разделяет актеров и зрителей. Рамку можно назначить, рамку можно придумать и рамку можно увидеть. Для начала, рамку, я думаю, легче всего увидеть, потому что другие способы предполагают знание минимума теоретических основ композиции. А поиск картинки в видоискателе, опыт для всех понятный – съемки на «мыльницу», домашний фотоальбом.
Кстати, о рамке. Функция рамки для картины, как мы помним, отделить картину от фона – стены, других картин, другого заднего плана. Рамы больших форматов так монументальны для того, чтобы большая картина не поглотила расположенные рядом работы. Маленькая работа зачастую тоже обрамляется чем-то грандиозным и имеющим глубину, чтобы акцентировать картину, не потерять в поле стены. Итак,
Что там, в рамке?
Рамка была постоянной, и мы мимо нее проходили. Много раз и многие годы. Композиция менялась от освещения, времени дня, времени года или настроения. Рамка ворот, тоннелей подворотен, дверей, дворов-колодцев. Колодцы они потому, что их границы на фоне неба ты можешь увидеть разом, не вертя головой. Таким образом, движение по городу становится динамическим монтажом картинок. Дальше – рамки можно размыкать и замыкать как угодно: рамка перспективы улицы, рамка между двумя объектами, стоящими на переднем плане. И, таким образом, в ритме сердца, со скоростью шага смотреть свое собственное кино. Без всякого, там, 25 кадра, без навязанного сюжета. Нужен тебе сюжет, подложи его под эти картинки и наблюдай за взаимными несоответствиями – такая будет интеллектуальная игра. Если не нужно – смотри, как красиво вписались в рамку предметы, какая игра между цветом ближнего и дальнего плана. Ты все время идешь перпендикулярно осям картинок. Подумай о том, что у тебя еще осталась неиспользованная возможность пройти вовнутрь этих арок, этих проходов, этих картинок, она еще с тобой. Всегда можешь вернуться и войти. Это дверца в каморке папы Карло. Будущий сюжет.
Шесть сюжетных картинок  для примера:
  1. Сказочный лес.
  2. Парадный пейзаж
  3. Городской мотив
  4. Социальная драма
  5. Лирический сюжет
  6. Городской романс


Вернуться к списку