Главная  / Статьи и книгиСтатьи по гештальттерапии
Версия для печати

Стили в жизни и стили в психотерапии


Для интересующихся введение.
    Для тематической программы интенсива была выбрана тема, на первый взгляд далекая от психотерапии. Это привлечение материалов по феноменологии художественных стилей и жанров в изобразительном искусстве и в словесности. Участники интенсива использовали некоторые принципы и схемы, привычные для области художественного творчества, для описания такого сложного понятия, как индивидуальный стиль психотерапевта.
     Выбор материала удивил многих коллег, так как традиционно психологи сравнительно мало интересуются искусством, следуя известному принципу: осведомленность в области эстетики или в области истории культуры еще никого не спасала от невроза и не делала счастливым.
    Тем не менее, основание для выбора тематики из области культуры было достаточно серьезным.      Дело в том, что психотерапия по своей природе может быть отнесена к области коммуникативных искусств. Коллеги могут согласиться, что описание персонального стиля работы терапевта не такая простая задача в рамках традиционно психотерапевтической парадигмы. Это касается и манеры работы , и выбора интервенций, и выбора способа обращения с личностным материалом клиента. Сравнительно легко говорить о различиях между терапевтическим школами и направлениями. Но как назвать различия в рамках одного направления?
     Многие коллеги испугалась, что проектом предусмотрено что то вроде повторение школьного курса литературы. Этот прогноз не вызвал сочувствия. Но концепция проекта  была построена на идее свободного обращения с художественным материалом. Для того, чтобы психологи могли участвовать в этой интеллектуальной игре, достаточно было отличать фильмы ужасов от детектива или комедии.
     Когда первый культурный шок у коллег прошел, параллели из области искусства оказались полезны для того, чтобы не только назвать свой собственный стиль, но и для того, чтобы найти пробелы или избегаемые области в коммуникации с клиентами. Как выдумаете, что происходит на терапевтической сессии, если гештальттерапевт предпочитает стиль, который он сам называет как  "экзистенциальный гипер-реализм?". Господа гештальтисты с удовольствием  включились в игру. Оказывается, осведомленность в литературе полезна не только для "библиотерапии".       
                         С творческим приветом, Елена Петрова
 
Вместо введения.
Для чего психотерапевту знать про стили искусства и про литературные жары? Мы предполагаем, что психотерапия это во многом искусство. В том числе искусство коммуникации. Психотерапия, по аналогии с искусством, имеет жанры и стили. Индивидуальное мастерство психотерапевта и его индивидуальный стиль неповторимы, но инструменты, которыми пользуется психотерапевт, обусловлены его культурным опытом. Гештальттерапевт, как нам кажется, в особенности  чувствителен к стилю эпохи, так как креативность это важный принцип гештальта. Мы предложим коллегам воспользоваться готовым "наработками", которые обычно не без успеха используются для описания работы творческих личностей. Есть мнение, что именно создание произведений искусства специфически отличает человека от других животных. Почему бы и нет? (ЕП)
 
Ниже предлагаются тезисы и избранные лекции по материалам тематической части интенсива:
Часть 1.  Стиль культура и психотерапия
Часть 2. Человек, текст и стиль.
Часть 3. Терапевт и его индивидуальный стиль.
 
 
ЧАСТЬ 1.  СТИЛЬ КУЛЬТУРА И ПСИХОТЕРАПИЯ
Елена Петрова . Жанры в словесности и "жанры" в психотерапии.
    В теории литературы выделяют три больших жанра, которые по разному реализуются в рамках модных форм различных эпох и различных стилей.  Эпический жанр, в котором мы найдем биографии и историю отношений между людьми. Причем эта история развертывается на фоне исторических и культурных событий. Драматический жанр, в котором в фокусе внимания отношения между людьми. И лирика, в которой выражены непосредственные переживания и чувства.
   Мы предполагаем, что нетрудно составить предварительную аналогию между видами психотерапевтической практики и формами работы  и указанными жанрами словесности. В конце концов, сам по себе диалог между терапевтом и клиентом это тоже малый жанр устного творчества. (подробнее о жанрах см приложение 1)
 
Жанры в словесности
Аналогии в практических формах психотерапии
Эпика
Биографический метод, составление генограммы,  анализ семейной истории в психоанализе,  экзистенциальные методы.
Драма
Психодрама, когнитивно-бихевиоральный метод, Диалоги с пустым стулом в гештальте, диалог на границе контакта, групповая психодинамическая психотерапия.
Лирика
"горячий стул" в гештальте, работа на границе контакта, сообщение о чувствах,  арт методы, телесная работа
 
Другая  полезная классификация, которая может оказаться полезна психотерапевту, который захочет взять аналогии из искусства для совершенствования своего стиля, это деление по жанрам в театре. Это трагедия, драма и комедия. Трагедия предусматривает противостояние, конфронтацию героев и гибель одного из героев. В античной трагедии герою противостоит РОК. В драме мы видим развитие конфликта и демонстрацию напряжения чувства героев, их столкновение и развитие отношений.  В комедии мы найдем конфронтацию героев и необычные комические ситуации. Комедия создает условия для лучшего отражения принятой нормы и обычая в коммуникации, которая отражена  в парадоксальном зеркале комедии.
Все три театральных жанра требуют внимания, но считается, что хорошую комедию поставить и сочинить сложнее, чем драму или трагедию.
   В заключение упомянем более мелкие жанры словесности, которые различаются в современной культуре.  Эти жанры нравятся публике, давая душе удовольствие и отвлечение от трудностей жизни. Это женский роман, триллер, комикс, детектив (современный художественный аналог народной волшебной сказки), исторический роман, биографии, шпионский роман, деревенская проза, детская литература, приключенческая литература, фантастика ( космическая оперы, сказочная фэнтази, философская фэнтази), криминальный роман и прочее. Вы легко можете себе представить, как по разному будут вести себя герои в этих жанрах. Иногда кажется, что такие жанры просто отражают разные актуальные потребности жизни современного человека. Кстати, эти жанры в простой форме были и в Средневековой Европе. Люди не так уж сильно изменились.
  
Задание для обсуждения в малых тематических группах.
  Подумайте, в каком жанре вы обычно работаете как психотерапевт и в каком жанре вы существует в жизни. Какой из них наилучшим образом позволяет вам выразить себя и реализовать свой творческий потенциал. Какой новый жанр мог бы быть приемлимым для вас?
 
Лекция. Солвита Вектере (Рига) Ренессанс, неоромантизм и проблема человека. Проекции в пространство психотерапии.
     В лекции я хочу поговорить о стилях  психотерапии и стилях жизни человека. Все, что происходит в межличностной коммуникации и что можно назвать стилем. Разделим сразу, что есть жанр и есть стиль. В каждом из трех крупных жанров (эпос, драма, лирика) есть много стилей. Точнее, в рамках каждого стиля можно воспользоваться одним из жанров.
     Я хочу посвятить 30 минут теме, которую считаю любимой. Это тема постмодернизму как стилю и тому, что следует за ним, пост-постмодернизм. Как стиль коммуникации, как стиль общения. Поэтому постмодернизм можно понимать как стиль психотерапии. Постмодернизм это не жанр. Не корректно  судить о стиле по формальным признакам литературных опусов нескольких модных и трудночитаемых  писателей. стоит взглянуть шире, на постмодернизм как на стиль жизни эпохи.
Если мы назовем несколько литературных стилей, вы вспомните что то из знакомого по ассоциации, и конечно заметите различия и по сюжетам, и по выразительной форме. Вот несколько примеров: сентиментализм, сюрреализм, романтизм, классицизм, натурализм, реализм, мистицизм. В изобразительном искусстве это Ренессанс, Барокко, реализм, модернизм.
Вы наверное заметили, что меняется стиль и следом меняется содержание. Фабула остается, но она преподносится в новом стиле.
   Как же человечество докатилось до такого ужасного проявления, как постмодернизм. В искусстве это чаще всего произведения, которые действуют на нервы. Они затрагивают, но не позитивно. В них нет хорошего окончания. Нет катарсиса. Есть неопределенность, есть встревоженность.
Как же человечество докатилось до того, что делает такие пессимистические предложения? А мы потребляем такие произведения?
Представьте себе 14-15 век, когда в Европе появился человек эпохи Возрождения. Появился герой, у которого есть богатая внутренняя жизнь есть конфликты, которые базируются на идеалах и этике. На представлении о  том, что такое хорошо и плохо. По сравнению с принципами Аристотеля, который поддерживал тему хорошего и плохого, нормы и зла. Человек являлся ценностью.
Новые времена открыли Романтизм. Гете, "Страдания юного Вертера". Это очень меланхоличные тексты. Или что то более живое. Мазох, "Венера в Мехах". Немецкий романтизм был популярен в Европе. Бантики, любовь до смерти, страдания. Но идея романтизма стала слишком слащавой. И на смену Романтизму пришел Реализм. В середине 19 века, который герой не сентиментален. Нет описаний по 50 страниц про его душевную боль, и проявляется реализм. Идеи гуманизма не забыты, но формы ищутся другие.   События в реальном контексте. Реализм считался более правильным, чем "сладкие блинчики" романтизма. Конец 19 века дошел до конечной инстанции "натурализм". В 20 веке это получило развитие как эпатаж: поставить "какашки на  постамент". Если цензура нам не разрешает говорить про секс, мы  можем описать,  например, разложившийся труп с натуралистическими подробностями.(последствия насилия). Считалось, что это затрагивает душу и человек начинает думать.
Это тоже продолжение идей Гуманизма, но на новом уровне. И в противоположность этому развивается символизм и сюрреализм. Начали говорить метафорично и вокруг до около. Значение "восточного" искусства и ценностей, чтение символов,
Например, текст "Я….ТЫ… СЕРДЦЕ"и читателю ясно, что это про любовь. В поэзии это было очень удобно. А в прозе Пруст.  (намеки на атмосферу и прочее).  Если  ты читая не засыпаешь и находишь вкус, это втягивает и дает много места воображению. Этот период приходится на  20-30 годы (психоанализ, много психологизмов).
Итак, Неоромантизм продолжается. Эти же герои, которые переживают внутренние конфликты, стремятся к лучшей жизни. Интенция в побегу в лучший, натуральный мир. Например:  герой, прекрасная особа и обстоятельства. ОН должен делать этический выбор,  ОН погибаете или уезжает. Окончание истории  в романтической  традиции всегда будет печальным. Если герой не погибнет, нет места романтическому идеализму.  Герой призывает к борьбе за свободу и отказу от авторитета, и гибнет в этой борьбе.
   На смену сюрреализму и романтизму приходит экзистенциализм, созданный в послевоенной Европе. Темы литературных произведений были направлены на поиск человеком смысла его существования. Читателя побуждали задуматься об одиночестве и смысле. Это было подходящим  для тех, кто был разочарован и понял, что никакой вождь не может вести  к хорошему. Это был отказ от позитивного жизненного плана. 
    Но что должно было прийти на смену? Идеи гуманизма продолжали развиваться, но в новых формах.   Итак, в 1960 год начался постмодернизм. Он начался с декларации, принципиально задающей новую жизненную позицию. Новая идея была в том, что остался только читатель. "Автор умер!" . Вспомним исторический фон  этого времени. Кстати, это время начала популярности Гештальта как терапевтического направления и первое знакомство Европейских психотерапевтов с новым "американским" направлением.  1968 год, студенческая революция, "делай любовь а не войну!", марихуана, все, что предлагает старый мир устарело и бессмысленно. Призывы вождей опасны или бесполезны. Это призыв интеллигенции, подумать о том, что ты сам делаешь этот мир и в этом мире. И ты являешься таким же автором, как соавтором. Основной принцип, все, что написано, что сделано,  является текстом.
     Только так можно было говорить об идеале гуманизма, о котором наши бабушки и  дедушки начали говорить в Реннесансе. Некоторое время постмодерн была единственная форма, в какой можно докричаться. Шокировать, вовлекать в хэппенинг, иронизировать, разрушать. Итак, постмодернизм взял все старые формы,
     Мы, как читатели,  создаем форму в момент чтения! Такой призыв был к читателю. "Ты сам сотворишь текст, взаимодействуя с предложенным тебе материалом!". Эта свобода и ответственность казалась привлекательной.
     И все было бы хорошо, до событий 11 сентября. Умники постмодернизма сказали, это был символический акт. И ужас того, что видео и телевидение показывало это реальное событие. И .это был самый великий хэппиниг. Мы все видим, о чем это, видим людей, которые выпадают из окон. И это реальность. К тому же эти два здания были символом образа жизни Америки и символом ценностей современной культуры. Был нанесен  удар в сердце, так как удар по сердцу.
   Теоретики предсказывают, что эпоха неоромантизма должна вернуться. Абсурд и неопределенность посланий со стороны текста стал утомителен для публики. Общий итог может быть сформулирован словами " вот до чего доигрались!".
Но в наследство от постмодерна остается важный тезис, который является сейчас максимально возможным развитием идей Ренессанса и гуманизма. Это принцип субъективизма. Принцип индивидуальной ответственности. Это значит, что человеку необходимо четко представить и определить свою позицию и свое уникальное отношение к предлагаемым другим человеком или предлагаемым произведением искусства идеям. В плане организации психической жизни  художественная среда постмодернизма требовала (предполагала) важную и единственно возможную для человека позицию, которая  имеет название "радикальный субъективизм".
В завершение приведем небольшую таблицу сравнения  постмодерна как стиля жизни, стиля искусства и стиля психотерапии. Вот несколько принципов искусства как выразителя стиля Постмодернизма. Мы находим для каждого такого утверждения параллели в современных представлениях о гештальттерапии.
 
Принципы постмодерна как стиля в искусстве
Психотерапия
Любой текст является текстом.
 
Любое действие терапевта терапевтично
Нет четких границ. Принцип управления пультом к телевизору. Фрагментаризм
Каждый элемент поля потом складывается в уникальную фигуру
Цитаты. Нет плагиата
Узнаваемые сценки из жизни, принцип фрактальности, большое видно в малом.
Отказ от авторства
Терапевтический эффект достигается в  диалоге. Терапевт не является главным действующим лицом терапевтической сессии.
Отказ от авторитета
Принципиальный субъективизм происходящего в терапевтической сессии. Только клиент знает, что ему надо.
Обсуждение.
ЕП почему сейчас принять радикальный субъективизм постмодерна это невозможно или трудно? Потому что велика неопределенность мира и велики силы. Ты как человек в одиночку не можешь справиться с ситуацией и нуждаешься в кооперации и привязанности..
В отличие от принятого литературой 19 века встречи и диалога с автором, который предстает за текстом книги ( "автор хотел сказать… автор призывал"  в ситуации постмодернзма позиция радикального субъективизма предлагает доминанту внутреннего диалога человека с самим собой по поводу увиденного. Это одиночество сначала привлекательно ( "мне ничего не навязывают"), а потом  истощает. Что же анс ждет в будущем? Если сделать круг мир Готики и потом Ренесспнса, то в постмодерне итог Ренессанса. И снова начинаются абсолютные ценности, например, мистицизма.
Вопрос: как именно это приложить к психотерапии? Например, спросить себя, в  каком стиле работает ведущий? Ответ на этот вопрос можно сделать, если обратиться к понятиям стиля. Например, по поводу одного из тренеров группа приняла решение, что стиль работы может быть описан как фарс. А по поводу другого стиль был определен как  "ответственный постмодернизм" или "сентиментальный пофигизм".
 
Задание для участников интенсива.
Подумайте, в каких стилях и в каких жанрах  вы существуете и функционируете  в жизни, в психотерапии в качестве терапевта, в психотерапии в качестве клиента?. Вы можете выбрать из  Мы предположим, что вы найдете свою основную позицию и еще то, что будет в перспективе для вас привлекательным как зона развития, дополнительным по отношению к вашему основному стилю. По аналогии с тем, как архитектуре классицизма рядом со строгими колоннами дворцов в моде были "для разбавления строгости" романтические  композиции неоготических или псевдоантичных руин.
 
 
ЧАСТЬ 2. ТЕКСТЫ И ЧЕЛОВЕК
 
Вторая часть программы посвящена теме взаимодействия терапевта и текста. Мы рассмотрим работу терапевта в контексте современной культуры, в том числе в контексте посланий, которые дает современная  культура массовому обывателю.
В поле наших интересов будут  проекции внутренней жизни человека в культуре и процессы обратного влияния культуры а человека.
 
Кирилл Кошкин. "лекция: Психопатология современной культуры".
    Под культурой я понимаю систему трансформации потребностей, свод правил, регламентирующий способы преобразования психофизиологических нужд. Первобытная культура регулировалась окружающей средой. Буквально: выжить – это хорошо. Понятно, что выживать вместе проще и, что важно, приятнее. Вместе проще добывать пищу, размножаться, охранять потомство. Однако, это "вместе" выявило одну существенную "деталь": люди разные. Разные по своим физическим и психофизиологическим параметрам. Эта разница становиться следующим сводом правил. Буквально: быть сильным хорошо – получишь много мяса и самок. Появление иерархии, в дальнейшем приводит к тому, что даже самому сильному кое-что не подчиняется. Окружающая природа по-прежнему легко может лишить жизни самого сильного. Логика иерархии приводит к предположению, что есть Самый Сильный. От чего-то он негодует, а от чего-то приходит в хорошее расположение духа. Хорошо бы с ним ладить. Желание ладить с Силой обуславливает следующий уровень культуры. Появляется то, чего делать нельзя, чтобы не сердить Самого Сильного и то, что делать полезно для благорасположения Самого Сильного. Появляются запреты и заветы. Появляется тотем и табу. Позже из этого вырастут святость и проклятие, рай и ад. А еще позже закон и творчество станут теми самыми полюсами между которыми располагается "тело" культуры. Собственно сама культура является феноменом взаимодействия между этими двумя полюсами. Чем четче полюса, тем выше различие между ними, тем выше напряженность, тем сильнее они отталкиваются друг от друга, тем больше культурное пространство, тем богаче и разнообразнее культура. Тем больше вариантов трансформации психофизиологических нужд. Тем богаче палитра возможных реализаций потребностей. В этом смысле психотерапия, как явление культуры, своего рода "лечебно-гигиеническая" процедура. Направленная на регуляцию, сохранение или восстановление разницы потенциалов между законом и творчеством. В том числе и в культурном пространстве отдельно взятого человека. Идея такой регуляции не нова. До сих пор основная нагрузка лежит на искусстве, как раньше лежала на религии. Нет необходимости объяснять почему для психотерапии важно ведать о предшественниках, о метаморфозах мировоззрения в этих областях человеческого опыта, о смене стилей и идеологии, направленных на обеспечение пространства культуры.
            Идеальная картина, как обычно, остается только картинкой. В реальности, взаимодействие между полюсом закона и полюсом творчества постоянно изменяется. Усложнение структуры человеческого сообщества наращивает способность этой структуры к все более тонкому восприятию. Утончение восприятия приводит к нарастанию количества факторов, оказывающих влияние на взаимодействие закона и творчества. Как всякий процесс, это взаимодействие может изменяться по трем принципиальным механизмам: ослабление, усиление, извращение. Собственно, в широком смысле, патология культуры является частным случаем действия этих механизмов. Психопатология культуры описывает реализацию этих частных случаев конкретным носителем или группой. Если внутреннее культурное пространство человека или группы людей существенно отличается от текущего объема взаимодействия закона и творчества в социуме, такие случаи, отчасти, квалифицируются как безумие в медицине, как преступление в юридическом плане и т.д. Например, бесконечно малый объем взаимодействия, слияние закона и творчества, возможно, реализуется в продуктивной симптоматике, а бесконечно большой – в дефекте, дезорганизации психической деятельности. Заметное, устойчивое отличие – как психопатия, расстройство личности и т.д. Одним словом, безумие может быть идентифицировано только на фоне существующей нормы. Так, например, сумеречное состояние с психомоторным возбуждением среди викингов было бы с уважением обозначено "берсерком", среди филиппинских крестьян с трепетом "амок", а среди жителей 5-го микрорайона Бибирево "белка". И если в первых двух случаях человека ожидает уважение, выраженное тем или иным способом, то в третьем это отвержение, выраженное в диагнозе и социальной стигматизации. То есть, принятые нормы описания реализации тех или иных потребностей, по сути, становятся судьбой.
            Тут мы подходим к очень важному явлению культуры. К Тексту. То есть к организованной определенным образом информации, описывающей различный опыт и которая может быть передана другому и усвоена им без повторения этого опыта. Появление этой способности: создание и восприятие текстов той или иной сложности и структуры и обусловило появление приемственности – необходимого условия для существования культуры. Приемственность, в свою очередь, способствовала развитию все более тонкой дифференциации в описании полученного опыта, что в свою очередь способствовало утончению различения чувственного опыта и совершенствование инструмента его регистрации. То есть текста. 
(ЕП: Людям надо разместить свои мысли и чувства, которым нет места в данный момент. Текст стал использоваться либо как повторение опыта, либо как собеседник, либо как мистерия, в которой идет проживание.)
КК: То есть как стимул, способный вернуть или вызвать то или иное душевное состояние.
В 1680 (?) году, в Англии, произошло одно примечательное событие. Был выпущен первый каталог товаров, которые не являются товарами первой необходимости. Это были "диковины" развлекающие владельца, но не приносящие ему никакой пользы. Тогда же появилась необходимость продвигать эти товары. Соблазнять будущего покупателя. Появление первой рекламы обнаружило еще одно важное свойство текста. Он способен приносить прибыль. Для этого текст должен вызывать чувства. Чувства которые хочется либо повторить, например, радость. Или избавиться, например, зависть. К счастью ли, к сожалению ли, но способность человека реагировать на те или иные стимулы со временем и интенсивностью раздражителя изменяется. Чтобы поддерживать интерес требуются либо новые раздражители, либо более интенсивные. Поиск этих стимулов с тех пор ведется беспрестанно. В конечном итоге появился спрос на человека тревожного, постоянно чем-то недовольного, неудовлетворенного, завидующего и алчущего. Достигается это несколькими способами. Во-первых, требуется изменение естественных форм реагирования. То есть ориентировка не на контакт, а на атрибут. Во-вторых, подмена катарсических переживаний шоковыми. Например, обильное тиражирование сцен насилия. Человек переживает, не сопереживая, что в итоге действует как анестезия. В-третьих, кризис сочувствия. Многократное повторение эмоционально значимых ситуаций приводит эмоциональному оглушению. Своеобразная потеря ориентировки. повышающая уровень тревоги и беспокойства. В-четвертых, отсутствие сокровенных вещей. Все дозволено. Все открыто. В-пятых, отсутствие уникальности. Все может быть повторено. В-шестых, подмена личностных отношений предметными. В контакт вступают не с человеком, а с отдельными его качествами.
       В плане поддержки психопатологии переходя к современному времени остановлюсь на феноменах современной культуры. Как сказала, Елена Петрова, это тексты, которые сводят с ума. Люди массово потребляют тексты, которые дают разрядку чувства, но сохраняют или усиливают имеющуюся патологию чувств. Чаще всего они поддерживают депрессию. Есть задача текста – войти. Автор проводит читателя по лабиринту смены чувств и идей.  Получается комплексное переживание. Возможно это воспоминание о диалоге.
         Но последнее время появилась новая и удивительная тенденция: массовое распространение в эпоху постмодерна получили такие произведения, в которых нет возможности определиться человеку, что такое хорошо или плохо, получить эмоциональный или идейный заряд, получить доступ к опыту, который можно было бы помыслить.. Эти тексты, как назвала их Елена Петрова, походят на "истории про разбойников". В них происходят небывалые в этическом отношении события.
В современных русских сериалах нет положительного героя но есть эмоциональный кураж и азарт. Людям требуются шоковые раздражители: измены, предательства, торговля детьми. Информация шокирует и цепляет зрителя, а он ищет эти переживания снова и снова. Дальше происходит вот, что - только шоковые раздражители могут цеплять.
Я полагаю, что нарастание количества депрессивных состояний связано с шоковой деятельностью культуры. Под приходом к терапевту лежит депрессивное переживание и  под ним анестезия. Человек утратил ресурсы и утратил чувствительность к вибрациям души. Как и чем снимать эту анестезию? Эти зоны оживают. Правда, есть наблюдения, что по мере оживления чувства в ходе терапии люди начинают менять свои художественные предпочтения, меньше увлекаются массовым кинематографом и современным театром., то есть восстановление эмоциональной чувствительности  сопровождается  утратой участия в массовом культурном слое. Люди перестают интересоваться универсальными событиями массовой культуры "для всех" и ищут себе более подходящие тексты. Они становятся маргиналами по отношению к массовой культуре.
обсуждение.
 
Елена Антипина  заметила, что многие массовые жанры в современной культуре удивительно похожи по композиции сюжетов и эмоциональным компонентам на те формы коммуникации, которые пригодны для детей. Функцию волшебной сказки ( герой всегда справляется с неприятностями, все заканчивается хорошо) берет на себя детектив. Функцию "детских страшных историй" берет на себя триллер. Мелодрама успешно выполняет ту же функцию, как игра с деитми в едтсвом саду и обмен знаками внимания  среди пятилетних детей. "розовые слюни" любовных романов отражают девичьи истории и игру с куклами. Истории  про жуликов и разбойников похожи на детски игры и "войнушки". Я не говорю уже об игре в солдатики и военно-исторических романах.  Фильмы ужасов очень похожи на рассказы о страшных детских сновидениях и детских страхах. Рассказы об экзотических странах похожи на арабские сказки- путешествия по волшебным мирам, как Синбдад-Мореход.
Возможно, массовая культура   удовлетворяет те потребности, которые проявляются у уставшего человека при регрессии. Когда на фоне усталости оживают "детские" чувства и потребности. Мы не будем очень оригинальными, если напомним, что спонтанное детское творчество в основном служит механизмом снятия стресса и спонтанной самокоррекции.
 
Солвита Вектере. Многие авторы чтобы привлечь и удержать внимание читателя, специально соревновались в том, кто сильнее зацепит душу и сильнее возбудит чувства. Многие литературные сказки вызывают тревогу души. Они очень травматичны. Под соусом фольклора. Авторы искали, как бы еще растеребить и возбудить душу, чтобы удержать внимание. И искали способ "зацепить" душу. "Кто круче расскажет, какая у него травма души, и оставит по возможности эту травму в душе читателя".
 
ЕП. Тексты, которые сводят с умаТак можно было бы назвать эту дискуссию, посвященную современной литературе на фоне перспектив психотерапии.
         Считается, что литература воспитывает. В то же время так противно думать о привычных с детства педагогико-воспитательных подходах к литературе или тем более о цензуре. Тем более, что кроме официальной литературы всегда есть устное творчество  на худой конец самиздат.  Но психотерапевт имеет право обсудить с клиентом свободное мнение о соотношении литература – душевная жизнь клиента , находясь в перспективе терапевтических отношений. И поддержать свободу "психологизации" и субъективность человека, даже если это противоречит массовой культуре.
    Мне близка мысль, что значительная часть текстов сама по себе не только отражает психопатологию, но и своим существованием отвлекает человека, препятствуя тому, чтобы человек вышел ан свободу. Конечно, тексты можно понимать как предмет для диагностики( почему человек написал это или почему ему хочется читать это). И как объект, с помощью которого разряжается напряжение (самого автора или читателя). И как элемент культуры ( социального окружения), который формирует душевную жизнь человека.
     Как может влиять литературное произведение на человека? Тем, что оно выполняет несколько возможных функций.
  Самое яркое как пример  вовлечения, конечно, это пример мистерий. Субъект вовлекается в процесс и сам становится его формальной частью, своими реакциями создавая его. Мистерии имели место 2 тысячи лет назад, но сейчас компоненты такого действия мы можем наблюдать на рок концертах или в массовых зрелищах.
    Есть мнение, что современная массовая культура поддерживает инфантильное состояние человека, его послушание и его действия в "эру потребления" должны быть похожи на действия ребенка 5 лет, тогда он лучше воспринимает рекламу и лучше поддается управлению. Косвенным доказательством этого тезиса служит "подростковый протест" студенческой революции 1968 года, а так же материалы, связанные с анализом поведения массового потребителя в плане чувствительности к рекламе.  И массовое употребление наркотиков, которое создает созависимость и зависимость.
 
Обсуждение Темы
Итоги обсуждения темы дали внимание на использования жанра и стиля привели  осознанию себя и большей свободы своей активности. Аналогии с формами повествования дали удобную форму для того, чтобы назвать социальный опыт и способ своего функционирования. Важность субъективности. Субъективности терапевта в отношении супервизора.
 
Задание для самостоятельной работы в тематических группах: Какие книжки или фильмы ( какие тексты) вы выбираете в ситуации усталости и в ситуации, когда у вас много сил и ресурсов.. Чем они поддерживают вашу субъективность что вы выбираете и в каких ситуациях. Как эти тексты "работают" для вас. Какие тексты вас поддерживают и восстанавливают.  Какие тексты вас отвлекают или разрушают. Были ли случаи, что вы поддерживаете патологию с помощью текстов(?).. (Для справки, в число способов психопатологического отношение к собственным чувствам, мы можем включить: отвлечение,  усиление, снижение)
Участникам было предложено выбрать свой любимый или типичный способ "использования книжки для разрядки". По желанию, сыграть сценку из этой книги или из этого фильма.
 
Некоторые промежуточные выводы и тезисы.
 
Библиотерапия, то есть использование текстов готовых художественных произведений, может ориентироваться на разные типы и стили произведений искусства. В качестве опоры для выбора мет быть использована не столько художественная ценность образов или формы произведения, сколько разница между формами контакта, которая отразилась в разных стилях.  Можно подобрать разные стили из литературы для разных типов нарушений контакта.
 
О маргинальности терапевта, в плане отношения к житейскому материалу и здравому смыслу. Музыкальные клипы, фильмы ужасов, триллеры и прочая массовая продукция предлагает зрителю достаточно незамысловатый и причудливый набор идей о формах межличностных отношений и формах коммуникации. И массовая культура в форме клипов, и психотерапия маргинальны по отношению к здравому смыслу.    Возможно, именно поэтому так как они реально невозможны и непонятны, они впечатляют.
 
 
ЧАСТЬ 3 . ПСИХОТЕРАПЕВТ И ЕГО СТИЛЬ
 
Замечания о  профессии психотерапевта (Максим Линенко). Язык и средство это то, что делает профессию психотерапевта изолированной. Результаты терапии отличаются от результатов педагогики, которые могут быть измерены количественно. И понимание такой специфики результата также относит психотерапии к кастовости. Трудность понимания результатов.
Психотерапия выглядит занятием загадочным и заманчивым. В силу этого говорили про фильмы, которые высмеивают психотерапевтов или пугают психотерапевтами.
В силу таинственности и загадочности и результата, и процесса, которые понимать можно только получив достаточное образование и некоторый опыт. ("психотерапия передается из рук в руки, а не по книжкам"). При таких обстоятельствах  этот род занятий становится для общества видимой как опасная сила, с которой непонятно как обходиться, которая тревожит. И тогда на всякий случай она может стать не страшной, а смешной. Или приписывается злодеям.
 
Обсуждение. Групповая дискуссия участников
    Участник, пожелавший остаться анонимным. Я ненавижу классическую литературу. И уменя была тройка по лоиратуре в школе. И то тогда было политнекорректным оставлять ан вторйо год. И я считаю, что  психотерапевту не надо знать историю культуры. Средний психолог не знает истории культуры. И тем более не знает, зачем нужно нам это знание. Я конечно различу, что люди говорят по разному. Но зачем мне нужно знать для этой ситуации название.
Для психологов эта информация не нужна. Кроме того, есть разумное мнение, что эстетика по своей сути дифлексивна. Люди превращают в эстетику то, с чем не могут вступить в контакт. Еще никого компетентность в искусстве не избавила от невроза.
 
Тезис. Знание родов и видов культуры входит в число важных компетенций терапевта. Терапевт может совершенствовать знание человеческой натуры, а что лучше культуры отразит особенности нормы и патологии человеческой души? Чем больше человек различает стилей в искусстве, тем он чувствительней к разным стилям в коммуникации. Стиль в искусстве отражает коммуникационный стиль того времени. Тренируясь в разных манерах, терапевт тренирует различные способы действия. По аналогии с знанием старых стилей, мы можем знать, какой бульончик из чего сейчас состоит.
Антитезис 1. Визитная карточка гештальттерапевта  спонтанность, "здесь и сейчас". В этом его фундаментальное отличие от психоанализа. Если заставлять психотерапевта называть и распознавать стили коммуникации, мы отвлекаем его от живого контакта. И заменяем естественность встречи интерпретацией.
Антитезис 2. Зачем вводить в психотерапию известные культурологические термины. Это всего лишь новые  названия для очевидных вещей(старых). Что из того, что мы приспособим термины из смежных дисциплин, далеких от нашей специальности. Известно, что компетентность в искусстве не избавляла человека от невроза. И для психотерапевта как профессионала компетенция такого типа вредна, знания названий стилей отвлекает от спонтанности.
(результаты групповой дискуссии мы не публикуем)
   
Завершение проекта. Задание для обсуждения.
От стилей литературы к стилям коммуникации. Вернемся к формированию персонального стиля психотерапевта. Что же такое – персональный стиль психотерапевта? Как его можно описать? И как можно использовать информацию о стилях в искусстве для того, чтобы развивать свой индивидуальный стиль в своей профессии?
 
Приложение 1. О литературных жанрах, для сведения.
Жанры литературы принято делить на 3 группы:  эпос, драма и лирика. Эпос-это повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизнях, составляющих сюжет. Это, проще говоря, рассказ о происшедшем ранее. Для рассказывающего характерна позиция человека, вспоминающего об имевшем  место ранее. Эпос включает в себя как короткие рассказы( рассказы Генри, юмористические рассказы раннего Чехова) так и эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необычайной широтой ("Одиссея" Гомера, "Война и мир" Толстого, "Сага о Форсайтах" Голсуорси)
     Драма в переводе с древнегреческого –действие. Здесь, как и в эпосе воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения, но отсутствует развернутое повествовательно-описательное изображение. Основной же его текст –это цепь высказываний персонажей, их реплик, и монологов. Драмы связаны с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой (роман" Анна Каренина" Толстого, "Король Лир" Шекспира и т.д.)
      Лирика,  в переводе с древнегреческого–музыкальный инструмент, под звуки которого исполняются стихи. Она всегда изображает определенное состояние  человеческого сознания, например, порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости и т.д. Лирике присуще  возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей.("Я помню чудное мгновение…, Не жалею, не зову, не плачу")
 
Приложение 2.  Несколько признаков постмодернизма как стиля.
 
   Ихаб Хасан  выделяет из среды явлений постмодерна несколько принципов. Для удобства запоминания их 12. Но можно считать, что их меньше или больше. (Hasan I. Pluralism in Post-modern Perspective/ Critical Inquiry 3-1986). Солвита Вектере предлагает краткое изложение этих принципов, приближенное к идеологии гештальт-подхода.
1. неопределенность (Вы так и не узнаете, что такое постмодернизм. И вам не выйти из этой неопределенносй ситуации. Только ироническое отношение - смотри позицию 7 подсказывает выход. Обратно в постмодернизм .)
2. фрагментарность ( на экране компьютера ты видишь часть текста. Как на обрывке газеты. Текст завершен всегда. Части можно переставить местами. От перестановки мест слагаемых сумма меняется. Как и Гештальт-подход, постмодернизм  дитя 20 века. В 19 веке не было компьютера и пишущей машинки. И не было теории "завершенных гештальтов". Поэтому человек и фрагмент редко встречались в феноменологических полях. А если встречались, то не признавались в знакомстве)
3. деканонизация ( Долой Перлза!!  Зачет на эту темы принимается только после просмотра фильма "Догма")
4. отсутствие "Я-позиции" ( отсутствие авторской формы я, я смотрю , но ни во что не включен)
5. непредставительность ( непрезентабельность)
6.Невоспроизводимость и невозможность изображения. ( Вспомните ситуацию, когда много мыслей и чувств,но нет слов. нет возможности произведения текста. Студент на экзамене всегда похож на собаку с умными глазами. Как узнать, что у нее в голове. Главное всегда за кадром или за-текстом)
7. Ирония. Сопоставление несопоставимого, для того, чтобы избежать боли.
(Публика: " Мы осознаем, что устали. Нам необходим отдых"
Ведущий: " Именно поэтому я предлагаю вам встать. (радостное возбуждение) И прослушать продолжение перечня признаков". )
8.Гибридизация ( Смешение стилей, "Кич"). Читателю предлагается самостоятельно посмотреть в ботанических словарях, чем замечательны гибриды.
9. Карнавализация  (шапка шута дает право на действие. Трикстер удачно придуман филологами 20 века. Маски всегда узнаваемы, чтобы выполнить функцию неузнавания  истины. Игра в карнавал не должна перерастать карнавал игры. Ты знаешь, что за той маской, когда встречаешь ее. И никогда не увидишь того, что за маской)
10. В тексте есть форма, которая, как вирус, побуждает  к исполнению данного текста именно в той же самой форме. ( простейший пример - рифма в стихе или бессмысленные фонетические формы. Подробнее смотри пункт 12.)
11. Конструктивизм.  Место и время будут путаться местами. Постмодернизм не ищет структуру, поэтому не может ее деконструировать. Швы между пространством и временем должны быть видны. ты можешь строить ситуацию в любом времени и в любом пространстве. Пространство данного текста - случайность.
12. Этот пункт читатель может придумать самостоятельно. По образцу. предыдущих.
(цитируется по Солвита Вектере, 2001  Постмодернизм как феномен Гештальта?)
 
Приложение 3. Что такое стиль? Понятие стиль происходит от стиля — древнего инструмента письма, слово «Стиль» уже в древнем мире стало обозначать литературный слог, индивидуальную манеру. Оно и  употребляется для обозначения совокупности художественных особенностей, присущих творчеству писателя, художника, музыканта и т.д. (например, стиль Микеланджело, стиль Пушкина), или даже отдельному периоду его деятельности (например, стиль позднего Рембрандта).
 Стиль в литературе и искусстве это устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приёмов, характеризующих конкретное произведение искусства или совокупность произведений. Стилем  также называется система признаков, по которым такая общность может быть опознана.  Стиль это содержание и форма (художественный образ  и художественная форма. В теории стилей подчёркивается  обусловленность формальных структур социальным и культурно-историческим содержанием искусства, его методом и мировоззрением художника.
   Возрождение и классицизм ярко проявили себя во многих искусствах, но такие С., как барокко и рококо, наглядно и отчётливо обозначены преимущественно в искусствах пластических. Применительно к последним и была раньше всего выработана общая теория исторических стилей. Особая специфика у литературного стиля
В эстетических концепциях классицизма проблема С., «стильности» приравнивалась к строгому следованию нормативному идеалу прекрасного. Такому толкованию, культивировавшемуся в 19 в. академизмом, искусствознание, оформлявшееся в качестве отдельной научной дисциплины, противопоставило понимание С. как отдельных этапов исторически обусловленной эволюции художественной культуры. Категория стиля постепенно стала пониматься как выражение того или иного типа художественного мышления или видения, а история искусств начала трактоваться как закономерное чередование или смена С. Искусствоведы швейцарец Г. Вёльфлин и австриец А. Ригль утвердили понятие С. как основной принцип исторического изучения искусства.
 
Приложение 4. примеры нескольких "Больших Стилей в Искусстве"
Барокко (предположительно: от португ. perola barroca — жемчужина причудливой формы или от лат. baroco — мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике), главенствующий стиль в европейском искусстве конца 16 — середины 18 вв. Более широкое понимание Б. включает в него внешние формы быта, карнавалы, процессии, особенности философского и научного изложения, рассматривая Б. как общее явление культуры (подобно Готике и Ренессансу). Б. отразило кризис феодализма в эпоху первоначального накопления и колониальной экспансии, нарастающие противоречия в религиозном и социальном сознании. Б. отличается антиномичностью восприятия и отражения мира, чувственным и интеллектуальным напряжением. Аскетические призывы сочетаются с гедонизмом, изысканность с грубостью, отвлечённая символика с натуралистической трактовкой деталей. Б. — динамический, аффектированный стиль, которому свойственны театральность, фееричность, иллюзионизм. Б. усваивает и перерабатывает различные художественные традиции, включая их в развитие национальных стилей. Для Б. характерно стремление к взаимодействию различных видов искусства (опера), понимание поэзии как говорящей живописи, а живописи как немой поэзии, увлечение эмблематикой и аллегорикой. Б. опирается на схоластическую логику и риторику, развёртывает сложные метафоры и уподобления, наследует наиболее экспрессивные художественные формы средневековья и Ренессанса, сочетает античные образы с христианскими. Риторический рационализм Барокко. Отмечается повтор Б. в романтизме и в новейших модернистских течениях.
Искусство Барокко отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии. Б. пришло на смену как художественной культуреВозрождениятак и изощрённому субъективистскому искусству маньеризма. Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика Б. строилась на антитезах человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве Б. предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот и конфликты среды.
  Для искусства Б. характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувства, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Виды искусства образуют торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как организованное развивающееся в пространстве целое, многообразно раскрывающееся перед зрителем при его движении. Дворцы и церкви Б. благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, слитности как бы текучих форм, сложным криволинейным планам и очертаниям приобретают живописность и динамичность, словно вливаясь в окружающее пространство. В парадных интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а плафонная живопись создаёт иллюзию разверзшихся сводов.
  В изобразительном искусстве Б. преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированное общественное положение человека. Идеализация образов, безудержные гиперболы сочетаются в них с бурной динамикой, неожиданными композициями и оптическими эффектами, реальность — с фантазией, религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто — непринуждённая свобода мазка, в скульптуре — живописная текучесть формы, ощущение изменчивости, становления образа, богатство аспектов и впечатлений.
Для литературного Б. характерны риторичность и сложный метафоризм, основанный на «принципе остроумия» (консептизма), требовавшем неожиданного и поражающего воображения сочетания «далёких» идей, образов и представлений. Б. отличается стремлением к резким контрастам, экзальтацией и живописностью; питает пристрастие к полигисторству, экзотике и гротеску. Ведущие жанры: трагедия, изобилующая ужасами, кровавыми сценами и взрывами страстей, и сатира (не лишённая книжности). Чувство неустойчивости и беспокойства, вызванное войнами и социальными потрясениями, выдвинуло тему превратности и тщетности бытия («Vanitas»), подхваченную Контрреформацией. В низшем слое Б. эта тема отражает реальные перепитии жизни, то вздымающие, то бросающие в бездну человека, который чувствует себя «щепкой» в водовороте жизни, что отвечает судьбам «солдат Фортуны», ландскнехтов и авантюристов эпохи. Низовое Б. усваивало готовые риторические формулы, мотивы и сюжетные схемы галантного и прециозного романа, сатирически переосмысляя и перерабатывая их и используя для построения новой большой формы народного романа («Симплициссимус» Гриммельсхаузена). Проза Б. часто аморфна, наполнена тяжеловесной учёностью и дидактикой.
Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (приблизительные хронологические границы В.: в Италии — 14—16 вв., в других странах — конец 15—16 вв.). Наиболее отличительные черты культуры В., антифеодальной в своей основе, — светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, как бы «возрождение» его.
  Предшественницей культуры В., носившей городской характер, была средневековая городская культура.
 На передний план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человеку становились тесны рамки сословно-феодальных отношений, корпоративной связанности, церковно-аскетической морали, средневековых традиций. Он начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Имели своим объектом человека и всё человеческое (лат. studia humaniora), противопоставлялись «схоластическому» изучению «божественного» (studia divina). Отсюда их наименовани


Вернуться к списку