Главная  / Статьи и книгиСтатьи по гештальттерапии
Версия для печати

Фольклор и народная традиция в современной психокоррекционной работе


Цикл включает лекционные занятия, групповые эксперименты, практикум и методические занятия по конкретным аспектам психокоррекционных и педагогических задач.

Семинар 1 "Волшебные народные сказки в педагогической и психокоррекционной работе"

Современные психотерапевтические школы: отношение к сказке - различие подходов. Происхождение символов и сюжетов народных сказок. Различие сказок "народных" и "авторских". "Рациональная" и "бессознательная" части в сказках. Механизмы психологического программирования в символах сказок. Источники "позитивных" и "негативных" персонажей сказок. Детский "прото-фольклор" и негативные образы сказок. Анализ символики сказок на известных сюжетах - "Колобок", "Красная шапочка", "Царевна-Лягушка" и др.

Семинар 2. "Телесность и символика народных сказок"

Символы волшебных сказок как путеводитель по миру архаического (магического) сознания. Механизмы воздействия сказки на человека в разных возрастах. Как познакомиться с Бабой-Ягой и Кощеем Бессмертным. Сказочные персонажи как непосредственное отражение жизни тела, по аналогии с проекциями телесности в снах. Символические действия в сказках и телесные проекции развития в разных возрастах. Телесность, кризисы и психотравмы. Сказки "Репка", "Крошечка-Хаврошечка".

Семинар 3. " Проекции разных типов энергии в народных скзках"

Детские страшилки, символические детские сновидения и сюжеты волшебных сказок. Функция негативных образов и агрессии в сказках. Виды агрессии и их роль в интеграции конфликтующих внутриличностных проекций. Различие "социальной" и "символической" агрессии.

Семинар 4. "Раннее детство в народных сказках"

Проекции ранних периодов развития ребенка в сказочных символах. Пренатальный опыт и его отражение в проекциях сказок. Символы Корова, Баба-Яга и др "материнские" фигуры. "Позитивные программы" компенсации ранних нарушений в сказках. Как правильно использовать реакцию на сказки для диагностики нарушений. Как делать символическую психокоррекцию с помощью сказки.

Семинар 5. "Народные сказки в обучающих и развивающих программах"

"Топография волшебной страны". Использование древних канонических сюжетов в педагогике и психокоррекции :принципы отбора и диагностика сюжетов. Почему агрессия носит позитивный характер в сказках. Для чего дети смотрят "ужастики". Различие программирующих и развивающих сюжетов. Креативные программы с использованием сказок: ограничения и предпочтения при выборе сюжетов и персонажей.

Семинар 6. "Мужское и женское начало в сказках"

Сюжеты типа "Красавица и чудовище". Отражение сексуальных страхов в символах сказок. Механизмы "коррекции", предусмотренные в сказках. Почему жених в сказке может оказаться чудовищем, а невеста - подружкой Тролля?. Разница "мужских" и "женских" сюжетов. Программирование принятия сексуальной идентичности через сказку. Иррациональные проекции в сказках, связанные с сексуальностью ("сестрица Аленушка и братец Иванушка").

Семинар 7. "Авторские или литературные сказки и принципы их использования в психокоррекции"

Сходство и различия сюжетов. Соотношение "осознаваемой" и "бессознательной" частей в сюжетах. Проекция внутренних конфликтов автора сказок на выбор образов. Чем различаются сказки, сочиненные детьми, от "народных" Функции "психокоррекционнных программирующих сказок", методы сочинения подобных сюжетов. Методы работы с литературными сказками как с проекцией. Как избежать "опасных случайностей" в работе с литературными сказками. Почему "Русалочку" не стоит читать на ночь детям до 7 лет.

Семинар 8. "Родители и дети в волшебной сказке"

Возрастные кризисы по Эрику Эриксону в структуре волшебной сказки, сюжеты типа "дочки-матери" или "мачеха и падчерица". как стать взрослым - сюжеты типа "Золушка" проективная диагностика по сюжетам сказок, ритуалы возрастных циклов в традиционной культуре и в сказках.

Семинар 9. " Транспесональный опыт и странные события в народной сказке"

Народная сказка как проекция ( инструкция для проведения) ритуала. жизнь и смерть в ритуале и в обыденной жизни. Почему Лиса должна съесть Колобка. Ритуалы, и магическое поведение в волшебные сказках, "детская магия" - механизмы и проекции в сказках. Трансперсональный опыт в текстах сказок.

Семинар 10. "Сказки, фольклор и детская субкультура"

Символические игры в детской субкультуре, отражения в символах переживаний раннего детства, тема поедания и поглощения в работе с детьми и взрослыми ("здравствуй, Красная Шапочка?"), спонтанные психокоррекционные игры у детей ("Второе рождение")- стратегии и тактики проведения, работа с полярными тенденциями и образами в проективных играх с детьми и взрослыми. Техники психокоррекционной работы со "страхами" и со "страшными" сновидениями у детей и взрослых.

Семинар 11. "Психотерапевтические метафоры волшебной страны"

Работы с проблемами развития, фобиями и психосоматикой с использованием метафор волшебных сказок, элементы "шаманских психотехник на основе сказок" в психотерапии, иррациональные страхи и переживания взрослых, их роль в кризисных ситуациях, методы конструирования метафоры в пространстве "волшебного мира".


Примечания: Данный цикл семинаров организован в Москве. Он носит экспериментальный характер и проводится как подготовительный , в рамках подготовки книги "Мифологическое сознание сегодня". Те, кто интересуются подробностями данной программы, могут оставить свои координаты в гостевой книге.


Вернуться к списку