Главная  / Статьи и книги
Версия для печати

Елена Петрова. Четыре пути терапевта (варианты терапевтических задачи и тактики терапевта)


Когда  клиент говорит: «Мне полегчало» и когда говорит  «Я как- то изменился»?

Терапевт и консультант часто в случае успешной работы слышат эти слова. И они производят приятное впечатление на невинную душу консультанта.  Безусловно, это приятное сообщение.

Мне бы хотелось поговорить  немного о том, что отличается в процессе взаимодействия клиента  и терапевта, что стоит за этими сообщениями - «мне полегчало»  или  все таки «я как- то изменился»?

«Мне полегчало» - конечно, это сообщение, которое рад услышать консультант, который оказывает первую кризисную помощь клиенту. Кризисная помощь  может ограничиться действиями, в которых человек сообщает себе самому или консультанту: «мне полегчало!».  Или: «меня отпустило!». То есть он сообщает о факте напряжения, природа которого была ему самому не слишком хорошо понятна. И что «теперь напряжения нет». Однако этот чудесный результат не всегда должен обнадеживать терапевта. Если речь идет о старом событии, которое оставило след в психике,  типа «шоковой травмы», в котором было много незавершенных процессов, то «отпустило» говорит о восстановлении свободы  и доступности энергии жизни. Но  вот интересный вопрос: как именно будет человек использовать эту полученную им энергию  в своих следующих контактах? Нетрудно предположить, что он будет в стрессовых ситуациях пользоваться привычными формами организации своей активности (то, что Перлз называл «вторичное приспособление, а  мы чаще называем сейчас иностранным словом «паттерны»). Поэтому для меня сообщение «меня отпустило» служит сигналом о том, что завершен важный этап работы, и я стою перед разветвлением путей дальнейшего взаимодействия с клиентом. В фокусе моего внимания будут следующие моменты: «привычные паттерны», «акт творческого приспособления» и концепция «нового опыта». Один  из путей это «некоторое время побуждать его опознавать, осознавать и  исследовать паттерны организации своей активности в ситуациях контакта, используя для этого примеры из числа параллельных процессов. Например, параллельные процессы в разных модальностях контакта в настоящем: человеческие отношения в нескольких разных контекстах, двигательные эксперименты в предметном мире, символические пространства сновидений и прочее. Или исследование этих устойчивых паттернов на  примерах параллельных процессов из детства и так далее. И затем  дать внимание важнейшей для гештальттерапевта тактике: предложить человеку «сделать что то прямо сейчас в осознающем состоянии и новым способом». Волнуясь и переживая этот опыт новизны  как свежий, опираясь на феноменологию.

 

Вот эти четыре пути и еще один

 

Первый путь. «Жизнь научит новому». Это завершение консультативной работы  в надеже, что свобода  активности , возвращенные клиенту, в ближайшие дни даст ему повод к самостоятельному экспериментированию в привычных ситуациях и его жизнь начнет пробуждаться к новым формам активности.

 

Второй путь.  «Подумаем вместе, как теперь жить и решать проблемы». Клиент и терапевт вместе обсуждают проблемные ситуации из жизни клиента, совместными усилиями придумывая новые эффективные варианты поведения и разрешения проблем. Терапевт берет на себя ответственность за понимание механизмов некоторых типичных житейских ситуаций и радуется, что клиент начинает пробовать в реальных актуальных отношениях делать что-то по-новому в своей жизни.  И терапевт, и клиент, при понимании этого процесса, используют привычные из опыта житейски категории. Например, «сепарация от родителей» или « завершение работы горя» или «установление новых позитивных отношений». То есть берут в расчет содержательные моменты жизненных ситуаций,  обычные  в человеческой жизни случаи организации активности в своем внутреннем пространстве или в интерперсональном пространстве.

Терапевт  радуется, что благодаря обсуждению разных «закрученных» в прошлом ситуаций человек стал жить как- то поспокойнее и  начал организовывать обычные для человеческого существования процессы более «обычным», то есть «естественным» способом. Как минимум, разрешил эффективными способом свою проблемную ситуацию, по поводу которой пришел, а если повезет, то научился более общим полезным для жизни вещам: разговаривать с людьми, дружить, завершать отношения с прошлым, устанавливать новые отношения, открываться будущему. Важные для гештальттерапенвта ценности и фокусировки остаются при этом «спрятанными в фоне». Среди них наблюдения за организацией процесса контакта, работа осознавания,  фокусирование на последовательности операций цикла контакта. Терапевт ориентируется на них, но взаимодействие с клиентом остается в рамках содержания вариантов поведения в житейских сюжетах. Новый опыт понимается как создание новых сюжетов в своей жизни. Паттерны понимаются клиентом как привычки, которые можно изменить. Творческое приспособление и новый опыт в этой модели работы почти являются синонимами. Клиенты как правило  с энтузиазмом относятся к такой работе, но некоторые механизмы, благодаря которым происходят изменения, остаются вне  поля их активной  духовной работы. «Изменения происходят как-то сами собой», часто говорит они.

 

Третий путь. «Ответственность, работа осознавания и экспериментирование». Этот путь предлагает клиенту стать партнером терапевта (или, наоборот, терапевту стать партнером клиента) на равноправных условиях.  Это не такие пустые слова. И не такая уж простая работа для души терапевта. Терапевт предлагает клиенту перестроить свое внимание и на примере исследования и переработки паттернов. Терапевт побуждает клиента переключить внимание с темы ЧТО на тему КАК. То есть заметить за паттернами поведения и  за привычками действовать в разных ситуациях побуждает делать работу вербального и невербального осознавания. Побуждает заинтересоваться теми способами, которыми клиент (как человек) организовывает свой контакт.

Эта тактика партнерства, как рассчитывает терапевт, будет новым основанием для клиента в поиске и понимании им новых форм организации своего человеческого опыта. Для того, чтобы в житейских ситуациях клиент мог стать более осознающим себя, и понимать свои действия, брать за них ответственность. Действовать осознанно, сохраняя внимания к элементам ситуации, и в этом получать новый опыт, который  в свою очередь станет базисом для новых идей относительно контакта и идей для организации его жизни.

Часто клиент говорит: "я как-то по-новому стал воспринимать жизнь".  Наверное, это про изменения.

 

Четвертый путь. «Феноменология, «здесь и сейчас», осознавание и движение к контакту». Терапевт побуждает клиента как равного себе человека к самостоятельному развитию опыта исследованию  интересных форм контакта. К осознанванию разных ситуаций отношений между людьми и организации коммуникаций и движения навстречу друг другу в этих ситуациях. Приглашает клиента на равных к самонаблюдению и самоисследованию. Терапевт открыто предлагает клиенту некоторые идеи гештальтподхода как опорные для такого исследования и организации своей внимания к событиям жизни и занимает позицию собеседника и партнера в пути самоисследования клиента. Позиция предполагает открытость терапевта и его заинтересованность в собственных актуальных для него самого  путях экспериментирования в области работы контакта.  Клиент часто  ничего не говорит об изменениях. Просто он может поделиться с вами своими открытиями, поспорить или попросить помощи в организации фокусированного эксперимента в какой то интересующей его в данный момент области.

 

Пятый путь. «Просто диалог»  (Существует ли он? Или просто этот путь есть «сквозной принцип» четырех перечисленных выше  путей?) Терапевт и клиент просто разговаривают по человечески, встречаются, развивают способность к тому, чтобы быть открытыми и спонтанными, развивают способность быть в контакте… и это меняет жизнь человека.

 

В зависимости от того, на что терапевт ориентирован, он выбирает разные тактики из общего набора гештальттерапевта.

Для первого пути набор кризисных тактики и некоторые техники и алгоритмы, которые хорошо себя зарекомендовали в отношении часто встречающихся вариантов «запутывания процессов». Некоторый набор инструментов  будет полезен кризисному терапевту. Некоторый набор конкретных знаний совершенно необходим терапевту. например, представление о депрессии . или формулы и алгоритмы работы с последствиями старой шоковой травмы.

Второй путь  также требует от терапевта чуткого понимания  житейских ситуаций и  разнообразия контекстов. Понимание механизмов адаптации человека в группе, мотивация, роль и функция детских эпизодов жизни в контексте опыта взрослого, понимание природы системы отношений между людьми и понимание природы депрессии или личностных нарушений.

Третий путь предполагает открытость терапевта и его внимательность к феноменологии, готовность к корректному обращению с отдельными эпизодами контакта. Внимание к тому, чтобы не увлекаться сюжетами жизни клиента и быть настойчивым в фокусировании внимания на процессе. Создавать привлекательные и удобные условия, доверительный формат для исследования  способов организации процессов. И самой большой противник на этом пути у терапевта это его контрперенос.

Четвертый путь это путь присутствия, открытости и осознанности.

Пятый путь это путь диалога. И этим все сказано. Гэрри Ионтеф , которого сейчас считают  важным цитировать все европейски гештальттерапевты, называя позиции терапевта в диалоге, указывает: присутствие, самораскрытие, инклюзивность (умение понять и учесть, каково приходится другому человеку) и приверженность (устойчивость в том, что терапевт и клиент вместе делают важное дело).

 

Итак, вот четыре пути, вот развилки, по которым пойдет путь разговора, которые отчасти обусловлены случаем, отчасти их  выбирает терапевт в зависимости от своего видения ситуации. Конечно, не запрещено правилами коммуникации переходить с тропинки на тропинку, но  опыт показывает, что такие переходы – это целое событие в терапевтических отношениях, это смена позиции терапевта, это изменение самой схемы диалога. Поэтому  я всегда в своей практике с уважением отношусь к моментам выбора позиции и к форме организации диалога. И считаю целым событием в наших отношениях с клиентом эпизод, когда мы завершаем часть пути  по одной из тропинок и  осознанно перестраиваем работу  так, чтобы перейти на другой путь (построить ее на новом  пути). И в этом я вижу творчество.

 

Елена Петрова

октябрь 2011 г.


Вернуться к списку